- Виды масел
- Общие требования
- Специфика применения
- Масло в бензин для двухтактного двигателя мотоцикла
- Масло для четырехтактных двигателей мотоциклов
- Классификация масел
- Вязкость масел для мотоциклов и другие показатели качества
- Характеристика индекса вязкости
- Температура вспышки
- Температура застывания
- Щелочное число
- Выбор масла для мотоцикла, советы и рекомендации
- Замена масла в мотоцикле своими руками
Моторное масло для мотоциклов – незаменимая структурная составляющая рабочего процесса бензиновых двигателей. От технологически верного подбора смазочных субстанций зависит надежность эксплуатации узлов и деталей ДВС на протяжении всего срока службы.
Если Вы решили приобрести железного коня, и находитесь в стадии поиска, в этом Вам помогут профессионалы, специализирующиеся на продаже мотоциклов в Москве и области.
А теперь поговорим о том, какие существуют виды масе лдля мотоциклов и общие требования к ним.
Виды масел
Масло для двигателя внутреннего сгорания состоит из двух главных компонентов – основы (базового сырья) и модифицирующих добавок. Технические характеристики масляных композиций во многом зависят от свойств базисных составов.
Химические присадки служат только для регулирования и повышения некоторых эксплуатационных параметров.
По способу производства базовые компоненты делятся на несколько категорий:
- Минеральные масла, полученные путем переработки и последующей ректификации нефтепродуктов.
- Синтетические – продукты синтеза углеводородных соединений (генераторный газ и др).
- Полусинтетические – базовые модификации, изготовленные из синтетического (25%) и минерального сырья.
Химическая структура минерального ресурса основывается на первичном качестве нефти, способах ее перегонки и уровне фильтрации. Минеральный базовый компонент – это самый дешевый продукт обработки нефтяного сырья.
Характеризуется переменной вязкостью, нестабильными температурными показателями, низкой устойчивостью к окислительным процессам и высокой испаряемостью.
Синтетическое масло обладает стабильными вязкостными свойствами, более низкой, в сравнении с минеральной основой, температурой застывания, что значительно облегчает запуск двигателя в зимний период.
Масляная пленка, образующаяся на поверхности деталей механизма, не разрушается при работе мотора на экстремальных турборежимах.
Полусинтетика – это химическая композиция, содержащая в своей структуре 20–40% синтетического базового масла. Каких-то норм и рекомендаций по процентному содержанию компонентов в растворе не существует.
По эксплуатационным характеристикам эти жидкости занимают промежуточный уровень между синтетическими и минеральными составами. Цена полусинтетических продуктов почти вполовину ниже синтетики.
Общие требования
Моторное масло способно выполнять все возложенные на него функции только при точном соответствии конструкции мотора и его эксплуатационных характеристик заявленным свойствам смазочных жидкостей. Это главное условие, которое необходимо соблюдать для повышения надежности ДВС.
Современные составы масел должны обладать следующими характеристиками:
- Высокой моющей способностью по отношению к нерастворимым твердым отложениям (нагар, окалина и др), а также своевременно и в полном объем удалять их из зоны трения.
- Стабильной термической и окислительной устойчивостью.
- Иметь совместимость с уплотнительными деталями (резина, полимеры и пр).
- Отличаться низкой способностью к пенообразованию и летучести (выхлоп, угар).
- Уплотнять температурные зазоры между элементами поршневой группы и максимально ограничивать выход выхлопных газов через камеру сгорания.
- Обеспечивать надежную защиту деталей механизма от коррозии.
- Отводить тепло от блока цилиндров.
Масляная пленка на поверхности трущихся деталей должна обладать достаточной вязкостью при экстремальных температурных режимах, и быть способной обеспечить оптимальную защиту металлическим поверхностям в условиях граничного трения и воздействия кислот, формирующихся в период сгорания топлива.
Специфика применения
Мотоциклетные бензиновые двигатели делятся на двух– и четырехтактные механизмы. Схемы работы каждого из устройств строго индивидуальны.
Отличие состоит в том, что смазка трущихся деталей двухтактной конструкции выполняется посредством топливной смеси, в которую при заливке бензина добавляют моторное масло. Масло в процессе движения мотоцикла сгорает вместе с топливом и не требует регулярной замены.
Четырехтактные двигатели оснащаются автономной системой смазки. Масло заливают в картер мотора, и оно не сгорает в процессе работы агрегата. Главная особенность такой конструкции – это то, что картер является общим резервуаром для коробки передач, редуктора и сцепления.
Поэтому при выборе смазочных жидкостей для четырехтактного двигателя нужно учитывать свойства всех трех механизмов.
Технические различия обоих устройств требуют присутствия в системах смазки агрегатов разных по своему составу моторных масел.
Масло в бензин для двухтактного двигателя мотоцикла
К структуре смазочных материалов для двухтактного мотоциклетного мотора предъявляют следующие эксплуатационные требования:
- Смазка должна полностью сгорать в цилиндрах двигателя, не образуя на стенках камер нагара, золы и прочих побочных продуктов.
- При смешивании горюче смазочных веществ, они должны полностью растворяться друг в друге.
- Защищать поверхность трущихся деталей от коррозии, преждевременного износа и перегрева.
Бензин и масло рекомендуют смешивать в отдельной чистой емкости. Соотношение компонентов подбирают опытным путем из расчета 1:20 или 1:50, более точный расход указан в инструкции по эксплуатации и техническому обслуживанию мотоцикла.
Последовательность приготовления смеси:
- В металлическую канистру добавить половину требуемого объема жидкости.
- Влить расчетное количество масла и перемешать.
- Дополнить резервуар оставшейся частью топлива, хорошо взболтать и слить смесь в бензобак.
Чтобы не ошибиться в дозировке продуктов, смазочные материалы следует покупать в прозрачных мерных емкостях с градуированной шкалой.
Масло для четырехтактных двигателей мотоциклов
Современные четырехтактные двигатели – это высокотехнологичные бензиновые агрегаты с воздушным и масляным охлаждением блока цилиндров. Смазка основных деталей трансмиссии происходит в картере мотора.
Выбор масла для такого мотоцикла осуществляется с учетом повышенных эксплуатационных требований. Это:
- объем модифицирующих добавок в составе смазочной смеси должен составлять 25% и более;
- устойчивость эмульсий к изменению вязкостных характеристик при работе в разных температурных режимах;
- легкий запуск двигателя;
- стойкость к термоокислительным процессам;
- износостойкость;
- противозадирные качества и др.
Классификация масел
Наиболее распространенная система сертификации жидких смазочных материалов – это американская структура SAE. Согласно нормам этой организации, вязкость смазок обозначают относительными параметрами, отражающими условную величину вязкостных характеристик.
Чем больше числа вначале маркировки (5 или 25W), тем лучше вязкость продукта.
Существуют три основных группы смазок:
- летние;
- зимние;
- всесезонные.
Использование мотоцикла в зимний период – большая редкость, тем не менее масла из этой группы присутствуют на рынке в большом количестве. Маркировка, имеющая в своем составе английский символ W («winter»), принадлежит зимним видам масел (например, 15W40). Число после буквы обозначает степень вязкости жидкости.
Летняя смазка для мотоциклов не пользуется особой популярностью. Они обозначаются SAE 20–40. Числа 50, 60 единиц (только в обозначениях для летних марок), принадлежат трансмиссионным композициям и в двигателях не применяются.
Всесезонные – это смазки, получаемые посредством добавления в их состав улучшающих модифицирующих присадок. Такая технология производства позволяет запускать и эксплуатировать двигатель мотоцикла в любых температурных режимах.
Например, SAE 10W50:
SAE – обязательная буквенная аббревиатура для обозначения всесезонных масел;
10 – граница температуры, ниже которой масло застывает;
50 – уровень вязкости;
W – указывает на возможность использования продукта в зимний период.
Для четырехтактных и двухтактных моторов к основному обозначению продукта добавляются индексы 4T и 2T соответственно. Смешивать и заменять эти сорта масел друг с другом – категорически запрещается.
Вязкость масел для мотоциклов и другие показатели качества
Вязкость – самый главный показатель, влияющий на выбор и качество нефтепродуктов. Этот параметр может менять свое значение в случае изменения температурных режимов эксплуатации.
Для успешного запуска холодного мотора при низких температурных значениях, коэффициент вязкости должен быть в пределах, обеспечивающих свободное вращение коленчатого вала и легкую подачу масляной жидкости по каналам системы смазки двигателя.
При экстремальных режимах эксплуатации, наоборот, смесь должна иметь высокий показатель, иначе она не сможет сформировать прочное защитное покрытие между соприкасающимися поверхностями, а также создать требуемое давление в системе.
Характеристика индекса вязкости
Это значение, которое показывает влияние температуры двигателя на степень вязкости масел. Цифровые показатели индекса – это относительные величины. Чем больше число, тем выше температурный предел используемой жидкости.
Для минеральных сортов, без улучшающих добавок, значение индекса равно 80–100. Смазки с вязкостными модификаторами и синтетическими составляющими находятся в пределах 125–150 единиц. У глубокоочищенных материалов показатели коэффициента могут подниматься до 200.
Температура вспышки
Этот параметр характеризует присутствие в смазывающем составе легкокипящих компонентов, его величина влияет на испаряемость продукта в период эксплуатации. У доброкачественных материалов этот показатель колеблется в пределах 210–225°C.
У низкопробных масел смеси с пониженной вязкостью быстро обгорают и улетучиваются, что вызывает повышенный расход ресурса и снижение его температурных характеристик.
Температура застывания
Это показатель, регулирующий степень подвижности масляной жидкости. Температура схватывания характеризуется стремительным повышением вязкости и выделением из однородных смесей кристаллизованного парафина.
В конце этого процесса масло становится твердым и не способным выполнять какие–либо функции.
Щелочное число
TBN или щелочной коэффициент показывает возможность используемого масла нейтрализовать кислотные компоненты, образующиеся в период работы мотора. Щелочной показатель у бензиновых двигателей равен 8–9 единицам.
Со временем, в процессе эксплуатации, нейтрализующие компоненты теряют свои свойства. Нарушение графика замены масла может привести к загрязнению внутренних поверхностей агрегата и кислотной коррозии металла.
Выбор масла для мотоцикла, советы и рекомендации
На отечественном автомобильном рынке существует много сортов мотоциклетных масел в разной ценовой категории. Синтетика – дороже, минералка – дешевле. В последнее время даже стали выпускать смазки уже готовые к употреблению – разбавленные по нормам и в соответствующей дозировке.
Как выбрать нужную модификацию. Прежде всего для мотоцикла нужно применять только то масло, какое указано в паспорте агрегата. Использовать смазки, не предусмотренные инструкцией по техническому обслуживанию – категорически запрещается.
Все производители мотоциклетной техники обязательно указывают в сопровождающих документах тип рекомендуемого масла. Маркировка может присутствовать также на сервисных наклейках или на сливной пробке в картере двигателя.
Замена масла в мотоцикле своими руками
Мотоциклы, оснащенные моторами внутреннего сгорания, требуют периодической замены масла. Своевременное техническое обслуживания транспорта способствует надежной работе всех узлов и деталей механизма.
Важными составляющими подготовительного процесса являются: покупка смазочного материала (см. «Выбор масла») и промывка двигателя.
Промывка системы показана в следующих случаях:
- переход с одной марки на другую;
- превышение пробега мотоцикла;
- использование некондиционного топлива.
Промывочная жидкость бывает двух видов. Один тип смесей используется в качестве очищающей добавки к отработанному маслу, а второй раствор применяют только после полного удаления жидкости из системы. Наиболее приемлем – первый вариант.
В масло, подлежащее замене, заливают быстродействующий очиститель. Запускают двигатель и дают ему поработать (15–20 мин) на холостом ходу. Сливают загрязненную жидкость, дают мотору отстояться и приступают к выполнению основных операций.
Для замены масла понадобятся расходные материалы и небольшой комплект инструмента:
- рекомендуемое масло в нужном объеме;
- масляный фильтр;
- емкость для слива отработки;
- ветошь;
- отвертка;
- плоскогубцы;
- ключ для сливной пробки картера.
Последовательность выполнения работ:
- После слива отработанной жидкости следует открутить масляный фильтр.
- В новый элемент перед монтажом залить небольшое количество чистого масла, и смазать уплотнительное кольцо на корпусе детали.
- Установить фильтр на свое место и плотно затянуть от руки.
- Вставить воронку в заливное отверстие картера и залить свежее масло.
- На несколько секунд запустить двигатель, чтобы насос закачал жидкость в систему.
- Заглушить агрегат, и осмотреть корпус мотора на случай протечки смазки.
Расположение фильтра, сливного и заливного отверстия на корпусе механизма зависит от модели мотоцикла и страны производителя.