Многие владельцы машин с бензиновым двигателем с удивлением замечают под масляной крышкой и на щупе запах топлива. Такое явление отмечают пользователи автомобилей самых разных брендов: Мерседес, Фольксваген, Тойота, Пежо, Ауди, Ниссан, а завод Мазда даже выпустил информационный буклет с разъяснением, что бензин в масле двигателя Skyaktiv-G оказывается вследствие прямого впрыска под высоким давлением, хотя вразумительно не объясняет, нормально ли это.
Масло в двигателе пахнет бензином: побочное явление или норма?
Причины попадания бензина в масло пытаются объяснить многие специалисты, но из их вердиктов можно сделать только один вывод: хоть это не совсем нормально, но явление вполне обычное. Связывают его с тем, что топливо в двигателях с непосредственным впрыском является не только горючей смесью, но и используется для охлаждения стенок камеры сгорания. Некоторые лаборатории всё же считают нормой ситуацию, когда содержание бензина в масле не превышает 5%.
Примечание: Подобные заявления — их личное мнение, ведь никаких стандартов на предмет наличия в масле бензина не существует. Тем не менее, если на 5 л масла приходится не больше 250 мл топлива, какого-либо негативного воздействия на двигатель не наблюдается. Настораживает то, что из-за наличия топлива снижается вязкость масла, оно также может способствовать окислению присадок и их исчерпанию.
Ни один автопроизводитель, который прекрасно знает, как попадает бензин в масло двигателя, официально не устанавливает норму его содержания – а это значит, что быть такого не должно. Существуют тесты на определение количества топлива в масле.
Когда клиент заходит на сайт автопроизводителя со своей проблемой и готовым тестом, ему всегда сообщают, что никаких отклонений от нормы нет. А о каких отклонениях может вообще идти речь, если норм не существует?
Бензин в масле двигателя – причины
В сети немало публикаций по теме: «почему бензин попадает в масло двигателя», где объясняется, что это касается изношенных моторов с протекающими форсунками. Водитель, пришедший с такой проблемой в сервисный центр, обычно получает ответ, что всё в норме. Механиков трудно за это осуждать, ведь в профессиональной литературе такая неполадка даже не упоминается.
- Тем не менее, наличие топлива в моторном масле присуще не только старым автомобилям, но и недавно выпущенным, с современными двигателями. Вообще, излишки бензина, находящиеся в камере сгорания, должны испаряться, но немалый опыт автосервиса свидетельствует о том, что этого не происходит.
- Но даже при исправном испарении топлива проблема не решается, так как его пары провоцируют возникновение эффекта LSPI. Этой аббревиатурой именуют предварительное зажигание, происходящее на низкой скорости из-за сжатия топливной смеси, которое может привести к неконтролируемому воспламенению и разрушению поршней двигателя.
- При больших нагрузках масло может оказаться разбавленным бензином пополам. Такая проблема, как выяснилось, касается и двигателей с непрямым впрыском: старых, и новых – а так же ВАЗ с инжекторным двигателем, у которого нарушена герметичность форсунок. Так что проблема это не новая, её просто многие годы упускали из виду и никак не реагировали, из-за чего и возникло мнение нормальности этого явления, которое и контролировать-то невозможно.
- Так почему же бензин оказывается в масле двигателя, особенно когда привод полностью работоспособен и не изношен? Некоторые автопроизводели – например, Тойота и Мазда, считают, что такое происходит, когда машина преодолевает короткое расстояние, при котором масло не успевает нагреться и блокирует процесс испарения бензина.
- Странное утверждение, ведь топливо нередко оказывается в масле и полностью прогретой машины, выехавшей на трассу. Мало того, так происходит и с гоночными машинами, движущимися на высокой скорости — так что, вряд ли нужно наматывать лишние километры и попусту жечь топливо, чтобы исключить его попадание в масло.
- Отдельные специалисты выражают мнение, что источником проблемы является частое включение и выключение двигателя. В том числе это касается автомобилей с гибридным типом привода, в которых кроме двигателя внутреннего сгорания имеется ещё и двигатель, работающий на электричестве или сжатом воздухе.
- Гибридных автомобилей сегодня выпускается немало, особенно этим увлекается концерн Toyota (модели RAV4, Prius, Camry, Highlander). Кстати, среди владельцев Тойот проблема попадания бензина в масло встречается чаще всего.
Это подтвердил И. Хетманчик — профессор Опольского технологического университета (Польша), пользующийся гибридной моделью Toyota RAV4. В её маслозаборник попало большое количество бензина, из-за чего машину было решено подвергнуть ряду модификаций, а для мотора подобрали другое масло. В результате проблему с попаданием бензина к маслу уменьшили, но что примечательно — так и не смогли устранить полностью.
Каковы последствия и что делать
Бензин не только разжижает моторное масло, меняя характеристики вязкости, и вызывая ухудшение химического состава масла — он ещё делает масляную плёнку более тонкой и неустойчивой, что способствует перегреву двигателя и более быстрому износу.
На фоне этого уверения производителей и сервисных центров о том, что это не вредно, выглядят, мягко сказать, несостоятельными. Следуя этой логике, в масло можно добавлять что угодно – так зачем тогда так тщательно подходить к его выбору?
Производителей автомобилей вопрос попадания в масло топлива особо не волнует, потому что даже при наличии такой проблемы современный двигатель способен пробежать 200000 км. Всё, что касается эксплуатационных проблем, ложится на плечи сервисных центров. А учитывая то, что в них чаще всего обращаются вторые или третьи владельцы машин, которые не являются клиентами автопроизводителя, никакой экономической аргументации для исправления положения у него нет.
Владельцу автомобиля остаётся только следовать «советам бывалых»: стараться хорошо прогревать машину перед стартом; контролировать смазку хотя бы по запаху; подбирать масло с более высокими характеристиками и чаще его менять. Как выяснилось на практике, активнее всего бензин накапливается в масле в течение зимы, но летом масло больше разлагается из-за охлаждения камеры сгорания.
Вывод напрашивается сам собой: лучше всего менять масло дважды в год: по весне и до начала холодного сезона — а если раз в год, то перед наступлением зимы.