Что такое охлаждающая жидкость

Антифриз, или охлаждающая жидкость, – это сертифицированное наименование охлаждающих жидкостей, предназначенных для защиты ДВС от замерзания и перегрева. Состав антифриза представляет собой смесь дистиллированной воды, незамерзающей основы и пакета модифицирующих присадок.

Что такое антифриз

Общие сведения

Основное предназначение ОЖ – стабилизация рабочей температуры двигателя во время сгорания топлива в блоке цилиндров. Эксплуатация мотора без охлаждающей жидкости может привести к моментальной поломке двигателя (заклинивание поршней, трещины в корпусе агрегата и др).

Срок службы механизмов и их эффективная эксплуатация во многом зависит от качества применяемой эмульсии.

Структура ОЖ

Изначально для охлаждения двигателей применяли воду. Ее основной недостаток – это высокий порог замерзания (0°C). В момент замерзания жидкость сильно увеличивалась в объеме и разрывала рубашку охлаждения.

Для понижения точки кристаллизации в воду пытались добавлять одноатомные спирты (этиловый, метиловый и др), но у них оказалась низкая температура кипения (60–80°C) и повышенная испаряемость.

Кроме того, вода богата солями и минералами, которые при повышении температуры выпадали в осадок или образовывали нерастворимые отложения на внутренних поверхностях системы охлаждения.

Что значит антифриз

В 1920 г появились первые незамерзающие композиты. Они изготавливались на базе трехатомного спирта – глицерина, который замерзал при температуре –40°C и кипел при +290°C. Основными недостатками таких продуктов являлись – высокая вязкость и повышенная испаряемость.

Лишь только в 1930 г в качестве основы для производства низкозамерзающих жидкостей стали применять этиленгликолевые соединения. Этиленгликоль – ядовитое химическое вещество, замерзающее при температуре –12°C.

В чистом виде реагент отличается высокой агрессивностью по отношению к металлическим и полимерным поверхностям. Для безопасного применения в качестве антифриза в раствор добавляют дистиллированную воду и целый ряд модифицирующих присадок.

Параметры охлаждающих жидкостей

Основные технические требования для ОЖ – это устойчивость к понижению температуры. Для выполнения таких условий современной промышленностью выпускаются эмульсии следующих типов:

  • ОЖ–К – концентрированный состав для изготовления антифриза своими руками.
  • ОЖ–65 – смеси, у которых порог кристаллизации находится в диапазоне ≤ 65°C.
  • ОЖ–40 – растворы с температурой замерзания –40°C.

Все перечисленные классы низкозамерзающих жидкостей производятся в заводских условиях посредством разбавления спиртовых соединений дистиллированной водой.

Виды антифризов

В зависимости от базовых составляющих, охлаждающие жидкости делятся на несколько категорий:

Что такое антифриз в машине

Традиционные

На основе неорганических веществ – соли силикатов, нитратов, фосфатов, боратов и др. Основные недостатки – это способность образовывать на внутренних поверхностях мотора нерастворимые щелочные отложения.

Представляют собой прозрачные жидкости голубого цвета. В СНГ они объединяются под общим названием – «Тосол». В современном исполнении – это силикатные субстанции. Они наиболее совместимы с алюминиевыми сплавами (радиатор, двигатель).

Органические

Производятся на базе солей карбоновых кислот (карбоксилаты). ОЖ красного или фиолетового цвета, обладающие высокими антикоррозийными свойствами. В отличие от предыдущих охладителей они не создают сплошной защитной пленки, а воздействуют избирательно – только на очаги коррозии.

Характеризуются малой вязкостью и высокой подвижностью, что часто приводит к разгерметизации соединений.

Гибридные антифризы

Водный раствор органических (карбоновых) и неорганический (силикатных, фосфатных) солей оранжевого или зеленого цвета. Срок эксплуатации – до 5 лет.

Лобридные

Изготавливаются по биполярной технологии, состоят из смеси органических антикоррозионных присадок и кремниевых соединений. Температура кипения – ≤ 130°C. Срок службы – 5 лет и более. Составы окрашиваются в красный или сиреневый цвет.

Пропиленгликолевые

Низкозамерзающие жидкости оранжевого или желтого оттенка – последнее слово в производстве охлаждающих растворов. Они характеризуются высокими антиокислительными и антикоррозионными свойствами. Подходят для систем охлаждения любых типов двигателей внутреннего сгорания.

Основные характеристики

Спиртосодержащие ОЖ различаются между собой процентным содержанием воды и составом пакета модифицирующих присадок, определяющих температурный порог кристаллизации смесей.

Что такое охлаждающая жидкость

Согласно нормам ГОСТа 28084–89 низкозамерзающие растворы должны характеризоваться следующими параметрами:

1). Плотностью при +20°C. Чем выше значение плотности, тем выше температурные показатели жидкости. Это условие применимо к эмульсиям, у которых содержание дистиллированной воды равно 35–50%. Нарушение пропорции смесей может привести как к повышению, так и к понижению температуры кристаллизации антифриза.

2). Температурой начала замерзания, при достижении которой в растворе начинают формироваться кристаллы льда. Нижнюю и верхнюю границу кристаллизации можно регулировать процентным соотношением этиленгликоля и воды в растворе. Нужно отметить, что составы разных производителей могут отличаться друг от друга за счет различий в наборе модификаторов.

3). Щёлочностью. Этот параметр определяет объемное содержание в антифризе коррозионных ингибиторов и указывает на их эффективность в устранении окислительных процессов. Нормальный показатель для ОЖ находится в пределах 10–15 ед.

4). Вспениваемостью. Это значение показывает количество пены (в см3), которое может сформироваться в системе после 5 мин работы двигателя, а также устойчивость ее образований в секундах.

5). Водородным показателем (рН), измеренным при 200°С. Характеризуются величиной агрессивности компонентов ОЖ к металлическим поверхностям мотора. Превышение допустимых норм (7,5–11) приводит к разрушению алюминиевых деталей.

6). Коррозионной активностью антифриза. Величина показывает сколько г/м2 поверхности подверглось коррозионному воздействию за определенный отрезок времени.

7). Температурой кипения (°C). Чем выше критическая отметка, тем меньше риск закипания охлаждающей жидкости, образования паровых пробок и выхода двигателя из строя.

Классификация антифризов

До определенного времени общепринятой спецификации антифризов такой как у моторного масла не существовало. Нормативные требования у разных производителей зависели от выпускаемых моделей и конструктивных особенностей двигателя. В России – это ГОСТ 28084–89, США – ASTM D, BS – Великобритания и т.д.

Охлаждающая жидкость для авто что это

Наиболее активно в этом направлении работали Volkswagen и BASF. Они добились усредненных результатов (1970 г), которые признали все автомобильные концерны. Изготовители современных жидкостей в той или иной степени придерживаются параметров, разработанных этими предприятиями.

Именно Volkswagen узаконил следующую классификацию:

  1. G11 производится на базе двухатомных спиртовых составов с добавлением неорганических модификаторов. По своему окрасу (синий, зеленый оттенок) и эксплуатационным характеристикам является полным аналогом советских охлаждающих жидкостей «Тосол» и «Лена».
  2. G12 – этиленгликоль, вода и пакет карбоксилатных добавок. Эмульсии обозначаются ярко–красным цветом. Смешивать с G11 категорически запрещается.
  3. G12+ представляет собой жидкость фиолетового цвета с усовершенствованным набором органических присадок. Рекомендуется для автомобилей Volkswagen, Audi, Skoda, начиная с 2001 г.
  4. G13 – высокотехнологичные современные антифризы с улучшенными экологичными свойствами. Растворы оранжевого или желтого цвета изготовленные на основе пропиленгликолей. Рекомендованы к применению в автомобилях Volkswagen выпуска 2010 г и позже.

Совместимость разных по химическому составу жидкостей определяется согласно техническим условиям завода изготовителя. Если нет под рукой инструкции, то восполнить количество антифриза лучше дистиллированной водой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вверх
Adblock
detector