Депрессорные присадки: для чего они нужны, разновидности добавок
Для улучшения эксплуатационных характеристик моторного масла в базовый продукт необходимо добавлять специальные химические компоненты. Выпускаются присадки, которые автолюбитель может использовать самостоятельно. Однако еще на стадии производства смазочной жидкости в нее вводятся различные добавки, без которых применение автомасла недопустимо. Депрессорные присадки к маслам относятся к незаменимым составляющим моторной смазки.
Роль и виды присадок в масле
Система смазки выполняет важную функцию в работе силового агрегата любого транспортного средства. Масло необходимо для:
- защиты от сухого трения сопряженных деталей мотора;
- вывода образующихся при работе двигателя нагара и загрязнений;
- теплорегуляции;
- недопущения коррозионных проявлений.
В целом использование смазочной жидкости повышает эксплуатационный ресурс двигателя. Независимо от того, о каком масле идет речь, о синтетическом или минеральном, базовый продукт, полученный после перегонки сырой нефти или углеводородов, не обладает теми свойствами, которые требуются от него для нормальной работы мотора. Чтобы смазка была стабильна в течение всего времени эксплуатации независимо от внешних воздействий, сохраняла температурно-вязкостные характеристики, не вступала в контакт с материалами, из которых изготовлены детали силового агрегата, в нее должны быть добавлены дополнительные химические компоненты — присадки, имеющие различное предназначение.
Основные виды добавляемых в масло присадок: нормализующие вязкость, противоокислительные, препятствующие пенообразованию, снижающие износ деталей, ингибиторы коррозии, диспергирующие добавки. Используются также приработочные, противоизносные и противозадирные составы. Содержание дополнительных компонентов в смазке может доходить до 30%. При этом многие присадки являются многофункциональными. Обычно все необходимые составляющие вводятся в масло на стадии его производства. Некоторые присадки могут добавляться самими автолюбителями при проведении замены жидкости. Целесообразность их применения определяется самим владельцем железного коня в зависимости от состояния и условий эксплуатации транспортного средства.
Работа моторной смазки в условиях низких температурных значений имеет свои нюансы.
В базовое масло, в котором содержится большое количество парафинов, необходимо вводить депрессорные присадки. При снижении температуры у жидкости может ухудшаться текучесть. Это обуславливается кристаллизацией парафина, вследствие чего смазка лишается подвижности. В результате ухудшается прокачиваемость и фильтруемость автомасла. Критичной для смазки становится размер образовавшихся кристаллов, приближающийся к 100 мкм.
Полностью удалить парафины из состава достаточно сложно (процесс депарафинизации относится к весьма капиталоемким этапам переработки нефтепродуктов или газа), к тому же эти компоненты оказывают положительное воздействие на смазывающую способность жидкости. В связи с этим необходимо добавление веществ, понижающих температуру застывания моторного масла и, следовательно, не допускающих срастания кристаллов (гелеобразования).
Стоит отметить, что подобные присадки, снижающие температурный порог кристаллизации, выпускаются не только для моторного масла, но и для дизельного топлива (они получили название «антигели»).
Депрессорные присадки: виды продукта, принцип действия
Уменьшить температуру кристаллизации моторного масла и улучшить его текучесть способны депрессорные добавки. Эффект от их применения зависит от исходной вязкости смазки, его состава (особенно содержания углеводородов, застывающих при высоких температурных значениях). Добавление депрессоров помогает понизить температуру застывания жидкости на 5…25 градусов. Например, если базовое минеральное масло имеет порог застывания -15 градусов, после введения добавки можно получить смазку с температурой кристаллизации -35 градусов.
Что отличает депрессорные присадки: свойства этой автохимии позволяют ее частицам находиться во взвешенном состоянии. Адсорбируясь с парафиновыми кристаллами, они препятствуют их росту и образуют с ними довольно непрочную кристаллическую решетку, что не нарушает подвижность моторного масла.
Наибольший эффект от применения депрессоров достигается при содержании в смазке парафина в пределах 1…3%.
Важно! Если в масле содержится более 6% парафина, эффекта от применения депрессоров не будет. Также не будут эффективно действовать присадки в смазках, в которых кристаллизация при высоких температурах вызвана не содержанием в них парафинов, а церезинов.
Помимо того, что депрессорные присадки обеспечивают необходимую вязкость масла при низких температурах, они должны быть стойкими к деструкции от воздействия высоких температур и кислорода, а также не влиять на эффективность действия других вводимых в масло добавок. Выпускаются они в виде порошка или раствора. Содержание депрессоров в смазочной жидкости может достигать 1%.
Для справки! Депрессорные присадки к маслам: название добавки получили от слова «депрессор», что означает — реагент, подавляющий какой-либо процесс.
Сегодня производители предлагают несколько видов депрессорных присадок, различающихся по химическому составу. Довольно популярны продукты алкилирования фенолов и нафталинов хлорированным парафином, отдельные полимеры полиэфиров и др.
Сами производители моторного масла присадки, конечно, не выпускают. Разработкой химии для большинства всемирно известных марок автомасла занимаются несколько крупных компаний. Наиболее востребована сегодня продукция таких предприятий, как «Afton», «Lubrizol», «Infineum» и «Oronite».
Известны и отечественные разработки депрессоров для смазочных масел — «АФК» и «АзНИИ». Для получения присадок производится алкилирование фенола хлорпарафином в присутствии хлорида алюминия. Также используются парафлоу, сантопур, окисленный петролатум, вольтол и другие. Причем применение сантопура дает необходимый эффект даже при введении в масло с высоким содержанием парафина (до 10%).
Добавление в масло депрессоров, а также других необходимых присадок позволяет обеспечить нормальную работу силового агрегата в течение длительного периода.