Характеристики и особенности трансмиссионного масла для АКПП

В отличие от моторных масел, смазки для АКПП не отвечают требованиям API. Так как от них требуется выполнение совершенно других функций, мировые производители таких коробок создали отдельные спецификации, которым должны соответствовать трансмиссионные жидкости.

Характеристики и особенности трансмиссионного масла для АКПП фото

Автоматические трансмиссии отличаются от механических отсутствием жесткой связи коленчатого вала силовой установки с первичным валом коробки. Сцепление, без которого просто невозможно обойтись в МКПП, выполняет в АКПП гидродинамический трансформатор. Его главной функцией является передача оборотов двигателя коробке передач. Для того чтобы это произошло, применяют различные виды трансмиссионных масел. Именно благодаря ATF создается давление, которое действует на фрикционные узлы многодисковых сцеплений. В результате происходит включение нужной скорости.

Особенности масел

К свойствам смазок для АКПП предъявляются очень высокие требования. Это касается особо важных характеристик:

  • Вязкость,
  • Антифрикционные показатели,
  • Высокая антиокислительная способность,
  • Предотвращение повышенного износа.

Автоматическая коробка состоит из нескольких различных узлов:

  • Гидротрансформатор,
  • КП с шестеренками,
  • Система управления.

Поэтому смазки для АКПП обязаны обладать особыми свойствами. Они должны одновременно выполнять несколько важнейших функций:

  • Смазка деталей,
  • Охлаждение,
  • Передача числа оборотов.

Так как в трансмиссии отсутствует жесткая связь с двигателем, динамические нагрузки при таких передачах намного ниже, чем в обыкновенных коробках.

Рекомендации по применению

Обычно температурный режим масла в АКПП находится в диапазоне 80-95 градусов. В летнее время, когда автомобиль движется в плотном городском потоке, температура может достигать 150 градусов. Особенностью конструкции АКПП является возможность при падении мощности расходовать оставшуюся часть на силу трения смазки. В результате происходит еще больший нагрев.

Когда масло движется в гидротрансформаторе очень быстро, высокая температура создает мощную аэрацию. Оно начинает пениться, что приводит к негативным последствиям:

  1. Состав начинает окисляться,
  2. Происходит коррозия металла.

Так как в АКПП использованы детали из разных материалов, очень сложно подобрать к маслам нужный пакет антифрикционных присадок. Разнородные материалы при работе во вспененной среде начинают создавать электрохимические пары, которые вызывают сильный коррозионный износ.

Чтобы работать в подобных условиях, трансмиссионное масло должно не изменять эксплуатационные характеристики, одновременно защищая поверхности вращающихся деталей. От этих параметров зависит КПД трансмиссии. Очень важно, чтобы масло обладало высокой вязкостью. Чтобы гидротрансформатор нормально работал при нагреве до 100 градусов, значение вязкости должно находиться в пределах 4-9 сСт.

Свойства ATF

Технологи смогли создать такую «уникальную» жидкость. Но полностью полагаться на нее – тоже не вариант, так как дополнительное обслуживание все же требуется. Это связано с несколькими факторами:

  1. Даже при очень герметичной АКПП объем состава все равно уменьшается, так как пары выходят через вентиляционные полости, снабженные специальным клапаном, так называемым «сапуном». Для сохранения объема нужно делать доливку, выполняя техническое обслуживание машины.
  2. Когда ТМ эксплуатируется очень долго, оно начинает терять свойства. После испарения вязкость увеличивается. Ухудшаются полезные свойства уникальных присадок. Если коробка работает нормально, цвет смазки не меняется. Допустимо лишь небольшое потемнение.

Если ТМ стало черным, ощущается сильный запах гари, значит, АКПП необходимо срочно ремонтировать. Простой заменой масла здесь не обойтись. Мастера советуют выполнять замену в АКПП после достижения 50-70 тыс. км пробега. В случае достаточно интенсивной езды, этот показатель снижается до 30-40 тыс. км.

Важно! Замена должна проводиться в зависимости от пробега. Цвет не имеет значения, если коробка работает нормально.

Трансмиссионная смазка ATF отличается от остальных именно колористикой. Это сделано для того, чтобы нечаянно не залить такое масло в обычную коробку. Чаще всего смазка имеет красный цвет.

Жидкости ATF отличаются от автомасел, предназначенных для заливки в МКПП, отсутствием международных стандартов. Лучшие изготовители автомобилей самостоятельно разработали конкретные требования к таким маслам, создали свою классификацию.

Смазки General Motors подразделяют на группы Dexron II- IV. Стандарты концерна Ford называется Mercon, а фирма Daimler Chrysler дала ему название МВ 236.1/236.5. Надо сказать, что смазки Dexron II могут свободно смешиваться с образцами группы Mercon.

Сегодня в любом автомагазине можно легко найти трансмиссионную жидкость, рекомендуемую производителем машины. Поэтому смешение происходит очень редко. Но в любом случае, каждый водитель должен помнить одно очень важное правило. Не все виды масел взаимозаменяемы. Нельзя совмещать составы разного цвета.

Алексей Назаров/ автор статьи

Руководитель сети СТО с огромным стажем работы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

восемнадцать − семь =

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.