Какое моторное масло лучше

Без смазочной жидкости не может функционировать ни один двигатель внутреннего сгорания. Видов и марок этого расходного материала сегодня предлагается множество. Разобраться, какое моторное масло лучше: синтетика или полусинтетика или минеральное, неискушенному в вопросах технического обслуживания автомобилей потребителю не так просто. При выборе смазки приходится учитывать множество нюансов.

Разновидности смазочных жидкостей для мотора

Моторное масло необходимо для функционирования силовых агрегатов. Оно выполняет множество задач: предотвращает трение сопряженных деталей и узлов, не позволяет загрязнениям оседать на поверхность элементов мотора (они находятся во взвешенном состоянии и впоследствии удаляются вместе со смазкой), отводит лишнее тепло от двигателя, защищает его от образования ржавчины. Если не следить за уровнем смазки и не заметить его существенного снижения, а также использовать масло, которое не подходит для автомобиля, в течение короткого периода времени можно будет диагностировать поломку агрегата, а его ремонт может обернуться большими финансовыми потерями. Поэтому грамотный выбор жидкости является одним из условий нормальной работы двигателя транспортного средства.

Сегодня для заливки в моторный отсек предлагается три вида моторного масла. Их отличают технологический процесс получения и базовые компоненты, используемые для выпуска готового продукта. Чтобы придать моторному маслу необходимые эксплуатационные характеристики, в основу добавляют комплекты присадок.

Качество готового продукта определяется:

  • чистотой сырья, из которого производится база;
  • качеством переработки и очистки;
  • видом добавок, улучшающих потребительские свойства масла.

Минеральное

Базовое минеральное масло производится из нефти на нефтеперерабатывающих заводах.

Этапы его получения:

  1. Ректификация, проводимая при атмосферном давлении. В результате перегонки нефти она разделяется на несколько фракций. Одна из них — мазут и идет на дальнейшую переработку для получения масла.
  2. Вакуумная дистилляция. На этой стадии из мазута выделяются фракции, из которых в дальнейшем получают моторное и другие масла, а также некоторые другие продукты. После перегонки остается тяжелая часть — гудрон, который в дальнейшем используется для производства строительных материалов.
  3. Очистка фракции, выделенной в результате дистилляции в вакууме.
  4. Удаление из масла парафинов.
  5. Другие вторичные процессы, позволяющие получить базовое масло с улучшенными характеристиками.

В результате перегонки нефти могут быть получены два вида базовых минеральных масел:

  • низкого качества (из него не до конца удаляются смолы, сера и другие вредные компоненты);
  • полностью очищенное от примесей (дополнительной обработкой, например гидроочисткой или гидрокрекингом).

Второй тип основы отличается стабильностью характеристик при различных условиях эксплуатации, стойкостью к высоким нагрузкам и температурным перепадам, а также хорошей вязкостью.

Все производители базовых масел используют свои технологические схемы, поэтому получающиеся после переработки жидкости отличаются свойствами.

Чем характеризуются минеральные базы:

  • низкой стоимостью;
  • стойкостью к высоким температурным значениям;
  • прочностью смазывающей пленки;
  • стойкостью к окислительным процессам.

Несмотря на то, что эксплуатационные характеристики смазок, произведенных на этой основе, довольно посредственные, минеральные жидкости до сих пор пользуются спросом, особенно у владельцев грузовой техники и старых легковых авто.

Важно! В некоторых агрегатах, сошедших с конвейера довольно давно, используются резиновые уплотнители, несовместимые с синтетическими жидкостями. Поэтому в них рекомендуется заливать только минеральное масло.

 

Синтетическое

Даже наиболее высокотехнологичные минеральные смазки не могут в полной мере выполнять обязанности, на них возложенные.

Минусы минерального моторного масла:

  • потеря текучести при низких температурах (уже при -25 градусах);
  • плохие защитные характеристики при больших нагрузках;
  • низкая стабильность при изменении условий эксплуатации.

В какой-то степени улучшить свойства помогают присадки, однако чрезмерное увеличение их количества также может привести к нестабильности жидкости.

Синтетические смазки значительно отличаются по своим качествам от минеральных аналогов. Их производят путем органического синтеза.

Такое масло может быть получено из этилена (полиальфаолефиновое масло (ПАО)) или эстеров.

ПАО-смазка характеризуется:

  • более низкой (по сравнению с минеральными жидкостями) температурой кристаллизации;
  • отличной термостабильностью;
  • хорошим индексом вязкости.

Но и этот тип смазочной жидкости имеет свои недостатки. Она не очень хорошо смазывает детали и имеет посредственные моющие характеристики.

Эстеровые смазки выгодно отличаются от всех рассмотренных аналогов. Эти синтетические масла имеют:

  • отличную стойкость к температурным воздействиям;
  • высокий индекс вязкости;
  • низкий порог кристаллизации;
  • высокие смазывающие и моющие способности;
  • низкий коэффициент трения.

Эстеровое масло даже без присадок обладает прекрасными характеристиками. Кроме того, оно экологично. Однако нужно понимать, что его производство требует больших материальных затрат, что совсем не выгодно изготовителям.

Думается, автолюбителям будет интересно узнать, что сегодня практически все смазки, на этикетках которых указан тип "синтетика", на самом деле являются минеральными, но прошедшими качественную очистку (гидрокрекинг, гидроочистку, гидроизомеризацию). И это право закреплено за компаниями-изготовителями юридически.

Потребитель не может определить, по какой технологии выпущен готовый продукт, по той информации, которая нанесена на этикетку. Лишь небольшое число наиболее честных производителей указывает в качестве сырьевой основы своего синтетического масла нефть.

Важно! Сегодня надпись "Synthetic" на канистре с маслом совершенно не означает, что жидкость в ней произведена по технологии органического синтеза. Как правило, все синтетические смазки (особенно бюджетные) на рынке являются гидрокрекинговыми.

Полусинтетическое

Этот тип смазочной жидкости получают посредством смешивания минеральной и синтетической составляющих. При этом содержание второй может варьироваться в пределах 1...50%. Эта технология позволяет получить готовый продукт с лучшими, чем у минеральной жидкости, качествами, но не настолько дорогой, как синтетика. Однако нужно понимать, что и недостатки у полусинтетики есть.

Смазка, произведенная из смеси двух основ, хорошо обволакивает все детали мотора, достойно защищает силовой агрегат от износа, мало испаряется и имеет оптимальные температурно-вязкостные показатели. Она стоит примерно в 1,5...2 раза дешевле синтетической. Но со сложными условиями эксплуатации полусинтетика справляется не слишком хорошо, что приводит к более частой замене масла и необходимости промывания двигателя.

Учитывая вышеизложенное, сегодня вопрос стоит формулировать не так: какое масло лучше синтетика или полусинтетика или минеральное моторное, а следующим образом: как подобрать жидкость по характеристикам, необходимым для использования в конкретном автомобиле?

На какие категории и характеристики следует обращать внимание при выборе

Проще всего подбирать моторную жидкость, ориентируясь на рекомендации производителя транспортного средства. Они обычно указываются в руководстве по эксплуатации.

Температурно-вязкостные параметры (SAE)

Зависимость вязкости моторного масла от значений на термометре относится к наиболее важным критериям выбора продукта.

Сегодня все производители придерживаются стандарта, утвержденного американской ассоциацией автоинженеров — SAE. Именно он регламентирует вязкость и текучесть жидкости.

Выпускается три вида моторного масла: зимнее, летнее и всесезонное. Наибольшую популярность завоевала смазка последнего типа, которую можно использовать круглый год. Она имеет аббревиатуру SAE *W-**, где на месте * указываются цифры, определяющие вязкость. Более низкое значение, указанное перед литерой W, означает меньшую вязкость смазки при отрицательных температурах. Это обеспечивает облегченный запуск силового агрегата в морозы и лучшую прокачиваемость жидкости по системе смазки. Вторая цифра (после литеры W) определяет вязкость при высоких температурных значениях. Чем она выше, тем лучше смазывается мотор в жару.

Стандарт API

Классификация, разработанная американским институтом нефти, разделяет моторные жидкости по эксплуатационным характеристикам и транспортным средствам, в которых их разрешено использовать.

Индекс S применяется для смазки, которая может быть залита в бензиновые двигатели. Литера C определяет применимость масла для дизельного двигателя. Если не запрещается использовать жидкость в обоих типах силовых агрегатов, допуск обозначают, например, следующим образом: API SJ/CF.

Расшифровка обозначений по стандарту API приведена в таблице:

Кроме перечисленных классификаций, при выборе моторного масла рекомендуется обращать внимание на некоторые другие характеристики.

Зольность

В смазочные жидкости добавляются моющие, антиокислительные, противокоррозийные, антипенные, противоизносные и другие присадки. Они значительно улучшают характеристики готового продукта. Однако при сгорании топлива остаются неорганические остатки, которые не удаляются системой самоочищения. Эти шлаки влияют на эксплуатацию разных типов транспортных средств. Высокая зольность (содержание серы, фосфора и металлов) чревата появлением отложений в моторе и выхлопной системе.

В зависимости от содержания золы моторные смазки разделяются на три категории:

  • малозольные;
  • среднезольные;
  • полнозольные.

Малозольное масло можно заливать в современные силовые агрегаты, оснащенные сложными системами нейтрализации выхлопов, что позволяет минимизировать токсичность этих газов. Показатель зольности строго не регламентируется. В зависимости от того, к какому классу относится смазка, он может быть разным. Например, для категории ACEA С3 допустим уровень, не превышающий 0,8 %.

В современных авто, оборудованных многокаскадной очистительной системой, необходимо использовать масло с минимальным содержанием металлов, фосфора и серы. Поэтому возникает вопрос о целесообразности применения в нем щелочных присадок. Но именно их, имеющих в составе разные металлы, необходимо вводить для повышения моющих качеств масла. В последнее время стали применяться присадки, произведенные из органических компонентов. Однако они отличаются плохой стойкостью к воздействиям и дорого стоят.

Полнозольное моторное масло характеризуется прекрасными моющими способностями, оно обеспечивает лучшую защиту от износа, но при сгорании топлива в камере появляется гораздо больше загрязнений.
При выборе масла важно обращать внимание на состояние авто и его техническое оснащение. Например, в транспортных средствах с большим пробегом малозольная смазка долго не прослужит, тогда как жидкость с большим содержанием металлов станет оптимальным вариантом.

Щелочное число

Окись, образующаяся во время эксплуатации мотора, оказывает негативное воздействие на его металлические элементы, разрушает структуру уплотнителей. Продукты термического разложения смазки, оседая на поверхность деталей двигателя, загрязняют его, что может привести к перегреву. Добавляемые в масло детергенты повышают щелочное число смазки и не позволяют образовываться шламу. Поэтому на этот показатель также следует обращать внимание. В масле, заливаемом в бензиновые агрегаты, щелочное число должно варьироваться в пределах 7...8 мгКОН/г (для нефорсированных моделей). Дизельные моторы обычно эксплуатируются в более тяжелых условиях, поэтому желательно, чтобы этот показатель превышал 9 мгКОН/г.

Содержание серы

Количество этого элемента (массовая доля) в смазке зависит от качества сырья и технологии его очистки. Сера негативно влияет на работоспособность силового агрегата. По ее содержанию можно сделать вывод о типе базового масла и виде присадок. Если содержание превышает 0,5%, то с большой долей вероятности можно констатировать, что в качестве базового сырья использовалась минеральная основа.

Выбирая смазку для мотора, необходимо в первую очередь ориентироваться на требования завода-изготовителя. Однако состояние автомобиля, его возраст, степень износа двигателя, а также условия эксплуатации техники имеют не меньшее значение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × 2 =

Вверх
Adblock
detector