Классификация трансмиссионных масел

В каждом автомобиле используется линейка расходных материалов, стимулирующих к исправной работе оборудования в течение всего периода эксплуатации. Среди них выделяют трансмиссионные масла. Их главным предназначением считается смазывание зубчатых поверхностей. Эти соединения располагаются в коробке передач, системе управления транспортным средством, механизме, распределяющим крутящий момент по мостам автомобиля.

Классификация трансмиссионных масел по SAE и API

Классификация трансмиссионных масел по SAE и API

В России, чтобы классифицировать смазочные смеси по группам, применяется регламент ГОСТ 17479.2-85. Вязкостные показатели технического вещества и его рабочие свойства считаются основными признаками разделения масляных составов. По вязкостным параметрам расходные материалы подразделяются на четыре группы: 9, 12, 18 и 34.

Что касается сферы использования и рабочих характеристик, то масло для трансмиссий подразделяют на пять классов. К первой категории относят составы, не содержащие в себе добавок. К остальным добавляют комплексы, способные огораживать детали и механизмы от преждевременного износа. С повышением группы, пакет добавок более эффективен. К последней категории причисляют всепригодные смазочные жидкости для трансмиссий, то есть обладающие универсальными свойствами.

На постсоветском рынке ГСМ присутствует огромный объем зарубежной продукции, предназначенный для автотранспорта. В связи с этим прижилась систематизация веществ в соответствии с международным регламентом.

На сегодня различают несколько разновидностей стандартов международного класса:

  1. По вязкостным параметрам – SAE;
  2. По эксплуатационным характеристикам – API;
  3. Спецификация европейских стран – ZF;
  4. Военная категоризация Соединенных Штатов;
  5. Документационное определение от автогигантов Форд и Дженерал Моторс.

SAE

Этот стандарт очень распространен по всему миру, так как характеризует масляное вещество по индексу вязкости. Классификация SAE J306 была создана в Америке, она разделяет трансмиссионные смазки в соответствии с вязкостью и рабочими температурными условиями при работе машины. По этому стандарту легко установить допустимые температурные интервалы, а это – основа правильного выбора смазочного компонента для системы передач и других механизмов транспорта.

Автопроизводитель дает рекомендации по выбору. Эта информация содержится в руководстве и документации пользователя. Полагаясь на данные, автовладелец способен самостоятельно выбрать соответствующее трансмиссионное масло для требуемой марки автомобиля. При покупке необходимо учитывать допустимые интервалы рабочих температур машины. Стандарт SAE J306 показывает показатель вязкости при максимально допустимых температурах.

Низкотемпературные данные параметра вязкости определяются в соответствии с показателем динамической густоты по Брукфильду, равной 150 тысяч сантипуазов. Чтобы выявить значения, проводились специальные опыты в реальных условиях с силовыми установками разных конструкций. Разрушение зубчатых колес на валу происходило при превышении указанных значений. Поэтому низкотемпературные значения важно соблюдать, так как рекомендации производителя подкреплены реальными испытаниями.

Высокотемпературный показатель складывается по параметрам кинематической вязкости смазывающего материала при температуре, близкой к точке кипения воды. Полученные данные позволяют примерно судить о допустимой нагрузке масляной оболочки.

По идентификатору SAE смазочные трансмиссионные составы разделяют на несколько групп:

  • четыре зимних варианта с обозначением W (Winter- зима): 70, 75, 80, 85;
  • пять летних вариаций без дополнительных аббревиатур: 80, 85, 90, 140, 250.

Для всесезонных разновидностей смазочных составов характерно двухстороннее обозначение. Первый индекс – это зимняя маркировка, а второй вариант летняя, например, SAE 75W-140.

Сезонные смазочные смеси для трансмиссий не очень популярны за пределами Европы, так как требуют частой замены при невыработанном ресурсе. Поэтому наиболее распространенными трансмиссионными смазками являются всесезонные.

API

Категоризация API- комплексная оценка рабочих качеств состава. На сегодня единого стандарта для классификации трансмиссионных смазок по качеству, рабочим параметрам и использованию не придумано. Поэтому американским научным сообществом создана комплексная категоризация API для ручных трансмиссий. Распределение на группы происходит посредством конструкционных составляющих механических трансмиссий, а также среды использования.

Система распределения масел API известна во всем мире. Масляные жидкости для трансмиссий обозначают, как API GL с присущим для смеси индексом. Номер индекса зависит от применяемых присадок в масляном составе:

  • GL -1. Характерно для безприсадочных составов или с незначительным содержанием противокоррозионных, противоокислительных и антипенных добавок.
  • GL -2. Содержит противоизносные и препятствующие появлению фрикции добавки.
  • GL -3. Значительное содержание антизадирных и противоизносных комплексов.
  • GL -4. Включение в состав высококачественного антиизносного и антизадирного пакета добавок.
  • GL -5. Наличие высококачественных многофункциональных присадок.

Большинство трансмиссионных смазывающих жидкостей производится из минеральной базы.

Основа выбора трансмиссионных масел

Распределение смазок для трансмиссии по классификаторам API, SAE значительно облегчает покупку продукта для автомобильного транспорта. Но важно учитывать задачи, с которыми способен справиться приобретаемый масляный компонент. Среди подобных задач выделяют:

  • Уменьшение показателей трения между поверхностями зубчатых колес и повышение данных износостойкости компонентов системы;
  • Пониженные затраты энергии на создание масляной пленки;
  • Теплоотвод;
  • Минимальные показатели окисления;
  • Нейтральность к комплектующим трансмиссии;
  • Сохранность полезных характеристик с течением продолжительного периода времени;
  • Уменьшение вибрационных потоков ходе эксплуатации;
  • Отсутствие токсичности.

Верно выбранное трансмиссионное масло способно качественно выполнять возложенные на него задачи и продлевает эксплуатационный срок действия механизмов.

Алексей Назаров/ автор статьи

Руководитель сети СТО с огромным стажем работы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

семь − три =

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.