Масло моторное для дизельных двигателей, их свойства и классификация

Когда движущиеся твёрдые поверхности соприкасаются друг с другом, имеют место такие явления, как трение и износ. Трением принято называть силу сопротивления движению, при котором выделяется тепло, а износ уже является следствием, зависящем в конечном итоге от скорости и нагрузки. Справляться с проблемой износа помогает смазка — например, масло моторное для дизельных двигателей.

Масло моторное для дизельных двигателей, их свойства и классификация
Для дизельных двигателей нужны особые масла

Для дизельных двигателей нужны особые масла

Масло как защита от трения

Внутренние поверхности двигателя визуально кажутся гладкими, но на самом деле имеют невидимую шероховатость, что и провоцирует трение. Когда между ними есть прослойка, сила трения, как и степень нагрева, снижается, что увеличивает ресурс работы деталей любого механизма.

  • Такие прослойки именуют смазочным материалом, который является залогом эффективной работы не только моторов, но и шестерён, втулок, подшипников. Эра механизации вообще начиналась с применения в качестве смазок животного жира или воды, а синтезированные масла появились гораздо позже.
  • Существует два типа моторных смазок: 1) тонкоплёночные (граничные) — они отделяют соприкасающиеся поверхности частично, и остаточное трение всё-таки присутствует; 2) гидродинамические, при которых две трущиеся поверхности полностью изолированы.
  • Снижение трения не является единственной функцией масла. Оно также смывает со стенок цилиндра продукты горения и доставляет их к фильтру; предотвращает коррозию металла; нейтрализует кислоты, выделяющиеся из продуктов сгорания; способствует охлаждению деталей двигателя.

Обратите внимание: Чем дольше эксплуатируется моторное масло, тем больше оно загрязняется и утрачивает первоначальные свойства. Поэтому смазка должна заменяться через определённый промежуток времени — или пробег, указанный производителем машины.

Масло моторное для дизельных двигателей, их свойства и классификация
Периодическая замена масла в двигателе – вещь обязательная

Главные свойства смазки

При выборе масел для дизельных двигателей необходимо учитывать особенности этого продукта. Главным критерием выбора является вязкость, которая в зависимости от основы может варьироваться от густоты сиропа до высокой текучести, свойственной жидкостям. Вязкость нестабильна и может меняться с изменением температуры, а степень этой зависмости выражается индексом вязкости (Viscosity Index). Минимальное значение индекса VI, и чем оно выше, тем стабильнее ведёт себя масло при повышении температуры.

Второе важное свойство масла – это его окислительная способность. Чтобы замедлить процесс окисления производители масел добавляют в них специальные присадки. Окисление, неизменно возникающее при нагревании, изменяет обеспечивает стабильную густоту масла в двигателе: через каждые 10 градусов нагрева степень окисления удваивается, в смазке образуются отложения и пробки. А так как современные двигатели очень мощные и работают при высоких температурах, присадки, обеспечивающие высокую устойчивость к испарению, являются важнейшим компонентом состава масел.

Масло моторное для дизельных двигателей, их свойства и классификация
Так выглядит окисленное масло

Основы масел

Смазочные материалы изготавливают из продуктов нефтепереработки – сложных смесей углеводородов, характеристики которых зависят от происхождения и типа нефти. Тяжёлые фракции нефти подвергают обработке, очищают от серы и кислот, и путём перегонки получают базовую масляную основу с различной степенью вязкости. Чтобы улучшить её свойства, основу подвергают гидрокренингу – своеобразной дистилляции с применением парафина.

Продукт, получаемый в результате, является исходным материалом для изготовления качественного моторного масла. Но хотя большая часть ненужных веществ при переработке устраняется, нежелательные элементы в конечном продукте всё же остаются. Это и является минусом масел природного происхождения (минеральных).

Синтезирование углеводородных жидкостей позволяет выращивать чистые, ничем не насыщенные молекулы углеводородов, управляя процессом, и контролируя его. Синтез позволяет получить материал с улучшенными характеристиками вязкости, повышенной химической и температурной стабильностью, низкой температурой застывания и минимальной испаряемостью.

Роль присадок для моторных масел

Сама по себе базовая основа не может удовлетворять требованиям к смазкам современных моторов, особенно дизельных, потому что они работают при повышенных нагрузках. Задача изготовителей конечного смазочного продукта состоит в том, чтобы придать ему нужную характеристику или устранить нежелательную. Для этой цели используют присадки. Эти материалы в основном имеют химическое происхождение, но иногда применяются растительные и животные жиры.

Классифицируют присадки для масел по назначению:

  1. Антипенные. Пена появляется из-за захваченного воздуха — а в нём присутствует кислород, который и является главным окислителем.
  2. Антиоксиданты. Устраняют активность кислорода, а соответственно, снижают вероятность окисления масла.
  3. Антифризы. Помогают замедлить кристаллизацию масел при пониженных температурах.
  4. Присадки, повышающие индекс вязкости выше VI.
  5. Агенты, повышающие липкость. Такое свойство, как липкость, позволяет маслу не стекать с поверхностей двигателя, а задерживаться на них.
  6. Агенты, повышающие сопротивление износу. Такие присадки применяют для усиления молекулярных связей в плёнке масла, разделяющей соприкасающиеся поверхности.
  7. Щелочные добавки. Нейтрализуют кислоты и предотвращают образование на клапанах углеродного налёта.
  8. Диспергирующие. Образуют молекулярную оболочку вокруг частиц сажи, что облегчает очистку деталей при техобслуживании двигателя.
  9. Эмульгаторы. Способствуют устранению конденсата, возникающего в полости двигателя.
  10. Антикоррозионные. Защищают поверхности металлических деталей от воздействия химически активных веществ.

Классификация дизельных масел по SAE

Любые масла, продающиеся в магазинах, или попадающие в автомастерские, должны иметь понятную маркировку. С этой целью и создаются системы классификации, самой популярной из которых является SAE. В её основу положен диапазон вязкости, которому соответствуют соответствующее свойство того или иного продукта.

Диапазоны для летнего сезона обозначают степень вязкости горячего масла, подвергавшегося испытанию при определённой температуре. Всего существует 5 летних классов SAE: 20, 30,

40, 50 и 60 – чем выше класс, тем более высокие температуры может выдерживать масло. Добавление к маркировке литеры W (Winter-зима) обозначает, что масло может использоваться при минусовых температурах. Всего существует 6 зимних классов, самый «холодный» 0W (-35 градусов). Самым популярным для дизельных моторов является всесезонное масло марки 10W40.

Масло моторное для дизельных двигателей, их свойства и классификация
Пять систем классификации масел

Существуют и другие системы классификации масел, но SAE самая популярная. Многие производители на флаконе с маслом указывают не только эту маркировку, но и соответствующую ей по API, ACEA или ILSAC. По ГОСТ маркировки чаще указывают на бочковых маслах для грузового транспорта – если, конечно, они произведены в России.

Eva Grom/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

пять − 1 =

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.