Сегодня сложно найти агрегаты, в которых не применяется эта деталь. Сюда входят моторы, насосы и многое другое оборудование. В том числе и в ДВС (двигателях внутреннего сгорания) без шкива не получится привести в движение автомобиль. Однако, как и все узлы, из которых состоит транспортное средство, эта важная составляющая механизмов может исчерпать свой эксплуатационный ресурс. При необходимости заменить шкив не составляет труда, обратившись в специализированную компанию.
Что такое шкив
Деталь представляет собой колесо, установленное на валу или оси. Расположенный на окружности шкива ремень или трос должен обеспечивать передачу крутящего момента на вал. Таким образом эта деталь является одним из важнейших звеньев в устройстве ременной передачи.
Роль шкива в ДВС:
Для работы основных систем мотора необходима энергия механического типа. Ее источником служит коленвал. Крутящий момент, который от него забирается, нужен для приведения в действие генераторной установки, помпы, компрессоров, вентилятора и других агрегатов. Шкив, расположенный на коленчатом вале, посредством расположенного на нем ремня обеспечивает такой привод. Кроме этого, деталь демпфирует разного рода колебания, которые появляются при работе мотора.
На вал шкив устанавливается с натягом, для соединения используются шайбы и болты. Чтобы передать энергию вращения шкива на вал, внутри размещается зубчатая полумуфта.
Разнообразие шкивов
Сегодня разработано большое количество конструкций шкивов. Они могут быть разных диаметров и производятся из различных материалов (металла, пластика, даже древесины).
В зависимости от типа ремня шкив имеет разную рабочую поверхность:
- Использование плоских ремней предполагает применение самых простых шкивов – с гладкой рабочей частью. Чтобы предотвратить соскальзывание, предусматриваются специальные ограничители. Обычно такие детали устанавливают там, где нужна стойкость к воздействиям вибрации.
- Для установки клиновых ремней применяются шкивы с канавками в форме трапеции. Такие устройства незаменимы в промышленном оборудовании и автомобилях.
- В поликлиновых шкивах протачивается несколько канавок на ободе. Они нужны там, где на узлы действует высокая нагрузка.
- Ремни с круглым сечением размещаются в углублениях с закругленным дном. Их сфера применения – приборы и бытовая техника.
- В зубчатых шкивах, которые имеют зубья на своей поверхности, обеспечивающие необходимое сцепление, относятся к наиболее распространенным. Они отличаются прекрасной тягой, стабильностью передачи, плавностью и равномерностью работы и, что важно, стойкостью к изменяющимся нагрузкам. Чаще всего они встречаются в составе агрегатов станков, авто, офисного оборудования.
- Вариаторные шкивы относятся к наиболее сложным в конструктивном плане деталям.
Несмотря на то, что шкив имеет довольно простую конструкцию, обойтись без этого элемента во многих агрегатах невозможно. Разработка производителями множества моделей этих деталей позволяет решить разнообразные задачи.