Цепь имеет неограниченный заводом изготовителем ресурс использования, но с условием соблюдения технических инструкций по обслуживанию продукта. Смазка для цепи мотоцикла является основным средством, позволяющим не только выполнить рекомендации производителя, но и в значительной мере продлить сроки эксплуатации привода.
Цепь для мотоцикла
Цепная трансмиссия служит для переноса вращательного движения от ведущей звездочки к заднему колесу мотоцикла. Перемещение малой техники осуществляется посредством втулочно–роликовых цепных механизмов, соединенных в рядную конструкцию. Конструкция состоит из металлических звеньев, собранных в единый механизм посредством втулок и роликов. Ролики вращаются вокруг центральной оси втулки за счет касания зубьев ведущей (передней) звездочки.
Сильно выработанная цепь способствует высокому износу приводного механизма, а при соскакивании или разрыве может выломать зубья, согнуть спицы колес, а также, в случае удара в картер коробки переключения скоростей, надолго вывести его из строя.
Систематический уход за цепным механизмом позволит увеличить его эксплуатационный ресурс, и защитить владельца от участия в аварийных ситуациях. Во избежание износа и поломок цепной передачи, необходимо регулярно проводить сервисное обслуживание: визуальный осмотр и смазку рабочих деталей трансмиссии.
Как смазать цепь
В процессе движения транспортного средства ролики цепи перемещаются вдоль зубьев звездочек. Между трущимися поверхностями механизма возникают силы трения, которые способствуют повышению температуры металлических деталей. Чем выше скорость мотоцикла, тем больше вероятность нагрева пластичной смазки, заложенной в ролики цепи.
Ситуацию может усугубить грязь и пыль на поверхности трущихся деталей. Перегретая смазка, находящаяся во втулках механизма выдавливаться из узлов трения наружу, где под действием высокой температуры будет закоксовываться на втулках роликов. Нагар на звеньях не даст цепи свободно двигаться, ролики заклинит, и цепь порвется.
Во избежание поломок трансмиссии необходимо внимательно следить за техническим состояние приводного механизма:
- очищать от грязи;
- промывать поверхность звеньев моющими составами;
- своевременно менять смазку.
Перечисленный выше перечень основных работ, выполняемый при сервисном обслуживании мотоцикла относится к периодическому ручному способу ухода. Некоторые современные модели выпускаются с уже установленной на транспорт автоматической системой подачи масла, которая в процессе движения проводит смазывание подвижных частей цепной передачи. Для более поздних конструкций в торговой сети реализуются готовые комплекты механической смазки привода, которые можно установить на ближайшем СТО или в домашних условиях.
Общепризнанной автоматической системой смазки, разработанной специально для мотоциклетной техники, считается комплект оборудования от английской компании Scottoiler. Главный базовый элемент универсального набора, емкость для масла (125 мл), может быть смонтирована в любом свободном месте на раме мотоцикла.
В рабочее состояние оборудование приводится посредством вакуума, который формируется в системе за счет функционирующего двигателя. Масляная жидкость из бачка по трубке подается к звеньям вращающейся цепи, и автоматически смазывает трущиеся поверхности. Расход смазочной жидкости (1–2 капельки в мин.) регулируется дозатором, установленным на магистрали. На периодичность поступления жидкости влияет режим движения мотоцикла.
Чем смазать цепь мотоцикла
При выборе смазки, в первую очередь, необходимо учитывать рекомендации производителя техники, изложенные в техническом паспорте мотоцикла. Второй критерий – это тип транспортного средства (дорожный, спортивный и др), потому что для разных моделей существует своя марка масла.
Кроме того, формы выпуска смазки разнятся, это:
- Спрей (аэрозоль).
- Жидкость однокомпонентная с масленкой на упаковке.
- Двухкомпонентная жидкая смазка, при введении которой в узел трения, происходит испарение жидкой фазы, и в контактной зоне остается пластичная субстанция.
- Пасты.
Кроме перечисленных материалов, для смазывания старых моделей мотоциклов, допускается применять трансмиссионное масло.
Смазка для цепных приводов должна обладать следующими свойствами:
- Иметь хорошую капиллярную проницаемость;
- повышенные адгезионные качества;
- водонепроницаемость;
- морозоустойчивость;
- быстро схватываться с обрабатываемыми поверхностями;
- обладать высокими термическими характеристиками;
- гарантировать удовлетворительную работу привода в условиях масляного голодания.
Примеры смазочных материалов:
- Motorbike Grand Prix Grun (спрей) – защищает цепную передачу от удлинения и износа. Смазка совместима со всеми типами резинотехнических изделий (сальники, уплотнители и др), стабильно переносит механические и термические нагрузки. Предназначена для дорожных моделей мотоциклов, эксплуатируемых на дорогах с твердым покрытием.
- NANOPROTECH – однокомпонентная смазка с антикоррозионными присадками. Масло выдерживает высокие механические нагрузки и экстремальную езду, вытесняет воду, хорошо защищает трущиеся подвижные элементы.
- MOTUL C5 Chain Paste – пастообразная пластичная смазка. Предназначена для обслуживания любых типов мотоциклетных цепей, водостойка, хорошо противостоит окислительным процессам, не вступает в химическую реакцию с резинотехническими материалами.
Замена смазки
Учитывая рекомендации известных производителей мотоциклетной техники, смазывание цепного механизма необходимо выполнять не реже 500–1000 км пробега.
Вовремя выполненная замена смазки позволяет получить следующие преимущества:
- Уменьшить шум от работающего агрегата.
- Повысить термические характеристики привода.
- Уменьшить износ трущихся деталей.
Вначале выполнения работ по замене смазки, нужно тщательно очистить поверхность цепи. Если пропустить эту процедуру, то новая пластичная смазка закупорит грязь, насыщенную абразивными частицами. Твердые включения, совместно с пластичной смазкой, быстро превратят механизм цепи в непригодную для эксплуатации деталь.
Чистка цепи
Работы по чистке цепного привода необходимо выполнять на открытом воздухе или в помещении с вентиляцией.
Для выполнения работ потребуются следующие материалы:
- моющая субстанция, лучше заводского изготовления;
- ветошь;
- кисть или щетка с жесткой щетиной;
- емкость для стекающей жидкости.
В качестве моющих средств не запрещается использование дизтоплива и уайт-спирита.
Последовательность производства работ:
- Установить мотоцикл на ровную площадку, и при помощи подката вывесить заднее колесо.
- Укрыть тканью не участвующие в работе детали.
- Нанести или распылить очиститель на поверхность звеньев.
- Щеткой или кистью очистить поверхность цепи и выступы звездочек.
- Снятую с поверхности старую смазку смыть очистителем.
- Вытереть чистую поверхность сухой ветошью или специальной салфеткой.
- Продуть звенья сжатым воздухом.
Если поверхность цепи слишком грязная, то допускает снять привод полностью, и окунуть его в емкость с дизтопливом, керосином или уайт-спиритом. Выдерживать деталь в этом растворе следует не более 10 мин. Превышение этой нормы может привести к попаданию жидкости в резиновые уплотнители роликов, что отрицательно скажется на их техническом состоянии.
Смазка цепи
Смазку привода лучше производить сразу после поездки. В нагретую при движении цепь будет лучше укладываться смазочный материал, что гарантирует проникновение масляного состава во все зазоры механизма.
Производители мотоциклетной техники рекомендуют применять для смазывания деталей трансмиссионное масло SAE 80W-90 или специализированную аэрозольную смазку.
Для выполнения работ потребуется:
- смазочный материал;
- ветошь:
- лоток.
Последовательность процесса:
- Вывешиваем технику. Смазку необходимо выполнять при включенном нейтральном режиме.
- Устанавливаем лоток и укрываем мотоцикл плотной ветошью (кроме цепи).
- Аэрозольную смесь наносим вначале на внутренние звенья нижней секции привода. При подаче смазки баллон должен находится на расстоянии 5–7 см от рабочей поверхности. После обработки внутренней части цепи смазку распыляем по наружной поверхности.
- Трансмиссионную смазку укладываем при помощи компрессионного шприца, выдавливая смесь в зазоры между звеньями и телом роликов, а затем, выдавливаем сверху, между наружными и внутренними пластинами звеньев.
По окончанию смазывания, поверхность приводного механизма протирают сухой ветошью, дают смазке схватиться с металлическими деталями (12–20 мин). Учитывая последнее требование, можно сделать выводы, что смазочные работы лучше производить перед парковкой техники.