Автоматическое устройство переключения скоростей автомобиля (коробка передач) – сложный многопрофильный механизм с большим количеством соприкасающихся между собой узлов и отдельных деталей. Для защиты трущихся компонентов в структуре коробки предусмотрена система смазки. Очистку этой гидросистемы от продуктов износа и других механических загрязнений выполняет масляный фильтр АКПП.
Виды масляных фильтров
В процессе интенсивной эксплуатации автомобиля в коробке переключения скоростей под действием сил трения в гидравлической жидкости скапливаются металлические включения, которые в разной степени воздействуют на резиновые уплотнители, соленоиды и др.
Присутствие в системе смазки фильтров тонкой очистки позволяет вывести загрязнения за границы рабочей области и продлить срок службы агрегата трансмиссии.
Фильтрующие элементы относительно корпуса устройства могут располагаться как внутри, так и снаружи. Наружные фильтры представляют собой аналоги масляных устройств, которые устанавливаются в системе смазки ДВС.
Внутренние располагаются в корпусе коробки и их конструкция зависит от марки автомобиля, модели установленного механизма и материала, из которого изготовлен фильтр.
Изначально структура масляного фильтра состояла из корпуса, изготовленного из алюминиевого сплава и мелкой металлической сеточки. Выпускались они разборными. Основным преимущество таких элементов было удобство их обслуживания.
Требовалось демонтировать деталь, вскрыть корпус, и промыть сетчатую прокладку. Подобные устройства до сих пор используются в некоторых моделях внедорожников и японских пикапов.
В современных автомобилях для обслуживания гидросистемы АКПП применяют неразборные автономные механизмы, которые в случае необходимости заменяют на новые, без проведения всяких дополнительных операций по восстановлению рабочих функций прибора.
Срок эксплуатации устройств равен межсервисному интервалу коробки передач и подлежит замене вместе с отработанным трансмиссионным маслом.
С развитием технологий автомобилестроения возникает потребность в разработке и применений новых материалов и оборудования. Результатом таких разработок явились одно– и двухслойные фетровые фильтры, которые более эффективно производят очистку эмульсий от разнородных взвесей и продуктов трения.
Однослойный фильтр с фетровой диафрагмой
Необходимость в применении фетровых мембран появилась одновременно с началом использования в конструкциях АКПП новых типов соленоидов и фрикционов, для смазки которых требовалось специальное синтетическое масло с жесткими эксплуатационными требованиями.
Для очистки жидкостей стали применять диафрагмы, изготовленные из чистого фетра с толщиной 1,8–2,0 мм. Особенностью таких элементов являлась их способность задерживать клеевые субстанции, образовавшиеся в результате сильного износа фрикционов.
Срок службы изделий составляет 50000–100000 км пробега или каждое второе ТО, связанное со сменой трансмиссионного масла в коробке.
Двухслойный фетровый фильтр
С появлением автоматической трансмиссии ZF5HP19, предназначенной для мощных четырехлитровых двигателей, где работа гидротрансформатора сопровождалась повышенным износом фрикциона – фильтрации жидкости однослойным фильтром стало недостаточно.
В конструкции АКПП стали устанавливать двухслойные мембраны или фильтры гармошки, которые лучше справлялись с большим объемом включений.
При прохождении масла через первый слой в фетровой прослойке задерживались загрязнения более крупных фракций. По мере очищения, жидкость просачивалась во вторую мембрану, где проходила финишную фильтрацию, избавляясь от мелких взвесей и клеевых эмульсий.
Все это хорошо очищало масло, но увеличивало плотность фильтра за счет скапливающихся загрязнений. Этот недостаток, при несвоевременной замене диафрагмы, может стать причиной поломки всей трансмиссии, особенно в зимний период.
Холодная густая жидкость не способна просочиться через плотный фетр с той скоростью, которая нужна для создания плотной смазывающей пленки, и коробка какое-то время работает в условиях масляного голодания. Поэтому время эксплуатации фильтра зимой сокращается почти наполовину положенного срока.
Замена фильтра в АКПП
Причины, указывающие на необходимость замены фильтрующего элемента:
- При установке рычага переключения передач в режим «D» (привод, движение), отсутствует характерный толчок, и автомобиль остается на месте.
- В начале движения – коробка пробуксовывает, автомобиль трогается рывками.
- В процессе езды затруднено переключение скоростей: передачи включаются с задержками, автомобиль передвигается рывками.
Если замену фильтра планируется выполнить своими руками, то перед началом работ нужно внимательно прочитать инструкцию по эксплуатации автомобиля. В первую очередь необходимо определить, где расположен механизм.
На старых моделях он может находиться снаружи корпуса коробки, тогда, при наличии специального инструмента, процесс замены не представляет особых трудностей.
Чуть похуже – это когда фильтр установлен внутри кожуха, в нижней части АКПП. В этом случае следует снять поддон агрегата, и заменить старый механизм на новый.
Заменить масляный фильтр самостоятельно не представляется возможным, когда он расположен в средней части устройства между гидротрансформатором и отсеком с планетарной передачей. В этой ситуации требуется посетить станцию технического обслуживания и воспользоваться услугами профессионалов.
Планируя техническое обслуживание или ремонт АКПП нужно помнить, что требуемый результат можно получить только в случае использования оригинальных запасных частей, предусмотренных для конкретной модификации устройства.
Не пытайтесь экономить и устанавливать детали от «известных» китайских производителей. Такой подход к сервисному обслуживанию может привести к более серьезным поломкам и дорогостоящему ремонту трансмиссии.
отличная статья. как раз то, что искала. я пользуюсь маслом GT 5W-40. отличное масло для поддержания состояния идеально чистого двигателя, защита от отложений, моющие свойства. летом в пробках угара тоже нет никакого. цена около 1700 за 4 л.