Масло моторное 10w 40 полусинтетика

Полусинтетическое масло имеет смешанную основу – то есть, это некий гибрид из минеральной и синтетической базы. Никаких международных стандартов на его производство нет, компонентный состав отдаётся на откуп производителю. Но так как комбинированный продукт обладает лучшими, чем у минералки защитными свойствами, имеет неплохие вязкостные характеристики вкупе с демократичной ценой, он пользуется высоким спросом. Наиболее широко применяется масло моторное 10w 40 полусинтетика, так как диапазон температур для его применения (-25…+35 С) характерен для большинства регионов нашей страны.

Масло моторное 10w 40 полусинтетика
Бензиновые и дизельные полусинтетические масла с вязкостью sae 10w 40

Особенности производства полусинтетических масел

Приставка «полу-» к слову «синтетика» неизбежно наводит человека на мысль, что в комбинированном масле должно быть как минимум половина синтетической основы. Однако это большое заблуждение, так как больше 30% никто дорогой синтетики не добавляет — да и такой процент считается большим и встречается редко.

Чаще всего добавка занимает 5-15% от общего объёма, в результате чего на флаконах с маслом появляется надпись Semi Synthetic или Synthetic Based. Остальные 85-95% от общего объёма (а то и 99%) имеют минеральное происхождение, хотя справедливости ради нужно сказать, что даже 1% синтетической добавки значительно улучшает характеристики смазочных материалов.

Изначально качество готового продукта определяется качеством масляной базы, в классификации которой, как известно, выделяется 5 категорий: 1-3 группы — это минеральные масла, а в 4-5 группы входят масла, синтезированные из химических веществ.

Первой группы масел с большим количеством примесей, склонных к окислению, и имеющих самый низкий индекс вязкости, по сути, уже давно не существует. В минеральную базу, даже не подвергавшуюся гидрокрекинговой очистке, сегодня вводится такое количество присадок, в большинстве своём имеющих синтетическую природу, что продукт по любому становится полусинтетическим.

Присадки настолько стабилизируют испаряемость и температуру застывания минеральной основы, что из неё получаются масла 10W30 и 10W40 с вполне достойными характеристиками. Однако допуски этих масел только в категориях SF/CC, SG/CD, SJ/CF, SL/CF для бензиновых, и CF-4, CG-4, CH-4, CI-4 для дизельных машин (до 2002 г выпуска), а для смазки более новых двигателей требуется база минимум второй группы.

Масло моторное 10w 40 полусинтетика
Категории машин по API

Как улучшают характеристики и повышают допуски масел

За последние годы появились новые технологии очистки масел от хлора, азота, серы и парафинов. К тому же в России имеются и достаточно чистые месторождения нефти (Роснефть, Лукойл), что позволяет выпускать минералку и полусинтетику отличного качества.

Базовое масло с высокой степенью очистки от парафинов стали причислять к категории 1+, и благодаря невысокой цене его применяют для производства бюджетных автомасел почти все изготовители.

Полусинтетикой производители могут называть самую разную сборную «солянку»: масла на базе гидрокрекинга 2-й группы, с комбинированной основой из масел 2-й и 3-й групп (разная степень очистки), смесь 1-й группы с гидрокрекингом.

Порой масел синтетических групп (4-й и 5-й) в этих комбинациях нет вообще – только присадки. Все пользуются тем, что на полусинтетику нет никакого регламента, и стараются каждый на свой лад – главное, добиться приемлемых показателей.

Вторую и третью группы базовых масел, применяемых в производстве полусинтетики, можно выделить в отдельную категорию: они изготавливаются с применением технологий синтеза, но синтезу подвержены не химические продукты, а природная нефть.

Из-за того, что из минеральной базы удаляются почти все примеси, она теряет изначальные свойства — а новые ей придаются за счёт присадок. Соответственно, качество готового продукта зависит не столько от базы, сколько от удачно или не очень удачно подобранного пакета присадок, что может дать непредсказуемый результат.

Масло моторное 10w 40 полусинтетика
Конечный состав моторного масла

Гидрокрекинговая технология очистки позволяет приблизить характеристики минеральной основы к показателям синтетической. Однако вместе с вредными примесями при глубокой очистке удаляются и полезные вещества – например, смолы и жирные кислоты, которые повышают стойкость и липкость масляной плёнки. Чтобы восполнить их и применяют присадки – либо вводят долю стопроцентно синтетического базового масла, которое и выполняет функцию модификатора.

Примечание: Российская компания Лукойл изобрела базовое масло условной группы 3+. Это улучшенный гидрокрекинг, который идеально подходит для изготовления зимних смазок: температура застывания этой базы даже ниже -45С, она не даёт отложений, а отработка сливается практически прозрачная.

Характеристики моторного масла 10w 40

Масла с вязкостью 10w 40 рекомендуется применять в технически исправных двигателях (что бензин, что дизель), выработавших 25-75 % своего ресурса. Бюджетная полусинтетика специально производится для машин с пробегом, так как синтетика со слишком высокими показателями текучести не сможет обеспечить их моторам хорошую смазку.

Полусинтетика 10w 40 имеет чуть более густую консистенцию, чем, к примеру, синтетика 5W40, благодаря чему оно меньше попадает в камеру сгорания через изношенные детали. При этом оно снижает сопротивление при трении, чем экономит топливо, обеспечивает лёгкий запуск в мороз, и, что немаловажно, гораздо меньше стоит. Представим характеристики наиболее популярных полусинтетических масел с вязкостью 10w 40, и обозначим уровень цен в июне 2024 года.

Rolf Energy 10W-40 SL/CF

Масло моторное 10w 40 полусинтетика
Полусинтетика Rolf Energy 10W-40

Плотность при 15 °С, кг/м3: 870

Вязкость кинематическая при 100 °С, мм2/с: 14,4

Индекс вязкости: 158

Температура вспышки в открытом тигле, °С: 230

Температура застывания, °С: -35

Цена руб./литр: 629

Роснефть 10w 40 Maximum

Масло моторное 10w 40 полусинтетика
Роснефть Максимум

Плотность при 15 °С, кг/м3: 888

Вязкость кинематическая при 100 °С, мм2/с: 15,3

Индекс вязкости: 145

Температура вспышки в открытом тигле, °С: 220

Температура застывания, °С: -28

Цена руб./литр: 240

Castrol Magnatec В4 10w 40 diesel

Масло моторное 10w 40 полусинтетика
Castrol Magnatec diesel

Плотность при 15 °С, кг/м3: 863

Вязкость кинематическая при 100 °С, мм2/с: 14,3

Индекс вязкости: 155

Температура вспышки в открытом тигле, °С: 199

Температура застывания, °С: -33

Цена руб./литр: 826

ZIC X5 10w40

Масло моторное 10w 40 полусинтетика
ЗИК 10w 40 полусинтетика

Плотность при 15 °С, кг/м3: 850

Вязкость кинематическая при 100 °С, мм2/с: 14,3

Индекс вязкости: 170

Температура вспышки в открытом тигле, °С: 240

Температура застывания, °С: -40

Цена руб./литр: 571

РОСНЕФТЕСИНТЕЗ Dynamic Premium

Масло моторное 10w 40 полусинтетика
Роснефтесинтез 10w-40 ci 4

Плотность при 15 °С, кг/м3: 883

Вязкость кинематическая при 100 °С, мм2/с: 14,28

Индекс вязкости: 152

Температура вспышки в открытом тигле, °С: 228

Температура застывания, °С: -36

Цена руб./литр: 330

Синтек Супер 3000

Масло моторное 10w 40 полусинтетика
Синтек 10w 40 полусинтетика

Плотность при 15 °С, кг/м3: 875

Вязкость кинематическая при 100 °С, мм2/с: 14,3

Индекс вязкости: 154

Температура вспышки в открытом тигле, °С: 234

Температура застывания, °С: -38

Цена руб./литр: 223

Mobil Super 2000 X1

Масло моторное 10w 40 полусинтетика
Мобил 10w 40 Супер

Плотность при 15 °С, кг/м3: 870

Вязкость кинематическая при 100 °С, мм2/с: 14,4

Индекс вязкости: 153

Температура вспышки в открытом тигле, °С: 230

Температура застывания, °С: -30

Цена руб./литр: 455

Shell Helix HX7 10W-40

Масло моторное 10w 40 полусинтетика
Шелл 10w 40

Плотность при 15 °С, кг/м3: 860

Вязкость кинематическая при 100 °С, мм2/с: 14,37

Индекс вязкости: 154

Температура вспышки в открытом тигле, °С: 246

Температура застывания, °С: -45

Цена руб./литр: 763

Gazpromneft super 10W-40

Масло моторное 10w 40 полусинтетика
Газпромнефть 10w 40 полусинтетика

Плотность при 15 °С, кг/м3: 874

Вязкость кинематическая при 100 °С, мм2/с: 14,2

Индекс вязкости: 148

Температура вспышки в открытом тигле, °С: 229

Температура застывания, °С: -37

Цена руб./литр: 272

Lukoil 10w 40 Avantgarde

Масло моторное 10w 40 полусинтетика
Лукойл авангард 10w 40 полусинтетика дизельное

Плотность при 15 °С, кг/м3: 875

Вязкость кинематическая при 100 °С, мм2/с: 14,29

Индекс вязкости: 152

Температура вспышки в открытом тигле, °С: 228

Температура застывания, °С: -36

Цена руб./литр: 258

MOTUL 5100 4t 10w 40

Масло моторное 10w 40 полусинтетика
MOTUL 5100 – полусинтетика для мотоциклов

Плотность при 15 °С, кг/м3: 871

Вязкость кинематическая при 100 °С, мм2/с: 13,82

Индекс вязкости: 157

Температура вспышки в открытом тигле, °С: 226

Температура застывания, °С: -33

Цена руб./литр: 1349

Eva Grom/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

17 − 2 =

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.