- Особенности производства полусинтетических масел
- Как улучшают характеристики и повышают допуски масел
- Характеристики моторного масла 10w 40
- Rolf Energy 10W-40 SL/CF
- Роснефть 10w 40 Maximum
- Castrol Magnatec В4 10w 40 diesel
- ZIC X5 10w40
- РОСНЕФТЕСИНТЕЗ Dynamic Premium
- Синтек Супер 3000
- Mobil Super 2000 X1
- Shell Helix HX7 10W-40
- Gazpromneft super 10W-40
- Lukoil 10w 40 Avantgarde
- MOTUL 5100 4t 10w 40
Полусинтетическое масло имеет смешанную основу – то есть, это некий гибрид из минеральной и синтетической базы. Никаких международных стандартов на его производство нет, компонентный состав отдаётся на откуп производителю. Но так как комбинированный продукт обладает лучшими, чем у минералки защитными свойствами, имеет неплохие вязкостные характеристики вкупе с демократичной ценой, он пользуется высоким спросом. Наиболее широко применяется масло моторное 10w 40 полусинтетика, так как диапазон температур для его применения (-25…+35 С) характерен для большинства регионов нашей страны.
Особенности производства полусинтетических масел
Приставка «полу-» к слову «синтетика» неизбежно наводит человека на мысль, что в комбинированном масле должно быть как минимум половина синтетической основы. Однако это большое заблуждение, так как больше 30% никто дорогой синтетики не добавляет — да и такой процент считается большим и встречается редко.
Чаще всего добавка занимает 5-15% от общего объёма, в результате чего на флаконах с маслом появляется надпись Semi Synthetic или Synthetic Based. Остальные 85-95% от общего объёма (а то и 99%) имеют минеральное происхождение, хотя справедливости ради нужно сказать, что даже 1% синтетической добавки значительно улучшает характеристики смазочных материалов.
Изначально качество готового продукта определяется качеством масляной базы, в классификации которой, как известно, выделяется 5 категорий: 1-3 группы — это минеральные масла, а в 4-5 группы входят масла, синтезированные из химических веществ.
Первой группы масел с большим количеством примесей, склонных к окислению, и имеющих самый низкий индекс вязкости, по сути, уже давно не существует. В минеральную базу, даже не подвергавшуюся гидрокрекинговой очистке, сегодня вводится такое количество присадок, в большинстве своём имеющих синтетическую природу, что продукт по любому становится полусинтетическим.
Присадки настолько стабилизируют испаряемость и температуру застывания минеральной основы, что из неё получаются масла 10W30 и 10W40 с вполне достойными характеристиками. Однако допуски этих масел только в категориях SF/CC, SG/CD, SJ/CF, SL/CF для бензиновых, и CF-4, CG-4, CH-4, CI-4 для дизельных машин (до 2002 г выпуска), а для смазки более новых двигателей требуется база минимум второй группы.
Как улучшают характеристики и повышают допуски масел
За последние годы появились новые технологии очистки масел от хлора, азота, серы и парафинов. К тому же в России имеются и достаточно чистые месторождения нефти (Роснефть, Лукойл), что позволяет выпускать минералку и полусинтетику отличного качества.
Базовое масло с высокой степенью очистки от парафинов стали причислять к категории 1+, и благодаря невысокой цене его применяют для производства бюджетных автомасел почти все изготовители.
Полусинтетикой производители могут называть самую разную сборную «солянку»: масла на базе гидрокрекинга 2-й группы, с комбинированной основой из масел 2-й и 3-й групп (разная степень очистки), смесь 1-й группы с гидрокрекингом.
Порой масел синтетических групп (4-й и 5-й) в этих комбинациях нет вообще – только присадки. Все пользуются тем, что на полусинтетику нет никакого регламента, и стараются каждый на свой лад – главное, добиться приемлемых показателей.
Вторую и третью группы базовых масел, применяемых в производстве полусинтетики, можно выделить в отдельную категорию: они изготавливаются с применением технологий синтеза, но синтезу подвержены не химические продукты, а природная нефть.
Из-за того, что из минеральной базы удаляются почти все примеси, она теряет изначальные свойства — а новые ей придаются за счёт присадок. Соответственно, качество готового продукта зависит не столько от базы, сколько от удачно или не очень удачно подобранного пакета присадок, что может дать непредсказуемый результат.
Гидрокрекинговая технология очистки позволяет приблизить характеристики минеральной основы к показателям синтетической. Однако вместе с вредными примесями при глубокой очистке удаляются и полезные вещества – например, смолы и жирные кислоты, которые повышают стойкость и липкость масляной плёнки. Чтобы восполнить их и применяют присадки – либо вводят долю стопроцентно синтетического базового масла, которое и выполняет функцию модификатора.
Примечание: Российская компания Лукойл изобрела базовое масло условной группы 3+. Это улучшенный гидрокрекинг, который идеально подходит для изготовления зимних смазок: температура застывания этой базы даже ниже -45С, она не даёт отложений, а отработка сливается практически прозрачная.
Характеристики моторного масла 10w 40
Масла с вязкостью 10w 40 рекомендуется применять в технически исправных двигателях (что бензин, что дизель), выработавших 25-75 % своего ресурса. Бюджетная полусинтетика специально производится для машин с пробегом, так как синтетика со слишком высокими показателями текучести не сможет обеспечить их моторам хорошую смазку.
Полусинтетика 10w 40 имеет чуть более густую консистенцию, чем, к примеру, синтетика 5W40, благодаря чему оно меньше попадает в камеру сгорания через изношенные детали. При этом оно снижает сопротивление при трении, чем экономит топливо, обеспечивает лёгкий запуск в мороз, и, что немаловажно, гораздо меньше стоит. Представим характеристики наиболее популярных полусинтетических масел с вязкостью 10w 40, и обозначим уровень цен в июне 2024 года.
Rolf Energy 10W-40 SL/CF
Плотность при 15 °С, кг/м3: 870
Вязкость кинематическая при 100 °С, мм2/с: 14,4
Индекс вязкости: 158
Температура вспышки в открытом тигле, °С: 230
Температура застывания, °С: -35
Цена руб./литр: 629
Роснефть 10w 40 Maximum
Плотность при 15 °С, кг/м3: 888
Вязкость кинематическая при 100 °С, мм2/с: 15,3
Индекс вязкости: 145
Температура вспышки в открытом тигле, °С: 220
Температура застывания, °С: -28
Цена руб./литр: 240
Castrol Magnatec В4 10w 40 diesel
Плотность при 15 °С, кг/м3: 863
Вязкость кинематическая при 100 °С, мм2/с: 14,3
Индекс вязкости: 155
Температура вспышки в открытом тигле, °С: 199
Температура застывания, °С: -33
Цена руб./литр: 826
ZIC X5 10w40
Плотность при 15 °С, кг/м3: 850
Вязкость кинематическая при 100 °С, мм2/с: 14,3
Индекс вязкости: 170
Температура вспышки в открытом тигле, °С: 240
Температура застывания, °С: -40
Цена руб./литр: 571
РОСНЕФТЕСИНТЕЗ Dynamic Premium
Плотность при 15 °С, кг/м3: 883
Вязкость кинематическая при 100 °С, мм2/с: 14,28
Индекс вязкости: 152
Температура вспышки в открытом тигле, °С: 228
Температура застывания, °С: -36
Цена руб./литр: 330
Синтек Супер 3000
Плотность при 15 °С, кг/м3: 875
Вязкость кинематическая при 100 °С, мм2/с: 14,3
Индекс вязкости: 154
Температура вспышки в открытом тигле, °С: 234
Температура застывания, °С: -38
Цена руб./литр: 223
Mobil Super 2000 X1
Плотность при 15 °С, кг/м3: 870
Вязкость кинематическая при 100 °С, мм2/с: 14,4
Индекс вязкости: 153
Температура вспышки в открытом тигле, °С: 230
Температура застывания, °С: -30
Цена руб./литр: 455
Shell Helix HX7 10W-40
Плотность при 15 °С, кг/м3: 860
Вязкость кинематическая при 100 °С, мм2/с: 14,37
Индекс вязкости: 154
Температура вспышки в открытом тигле, °С: 246
Температура застывания, °С: -45
Цена руб./литр: 763
Gazpromneft super 10W-40
Плотность при 15 °С, кг/м3: 874
Вязкость кинематическая при 100 °С, мм2/с: 14,2
Индекс вязкости: 148
Температура вспышки в открытом тигле, °С: 229
Температура застывания, °С: -37
Цена руб./литр: 272
Lukoil 10w 40 Avantgarde
Плотность при 15 °С, кг/м3: 875
Вязкость кинематическая при 100 °С, мм2/с: 14,29
Индекс вязкости: 152
Температура вспышки в открытом тигле, °С: 228
Температура застывания, °С: -36
Цена руб./литр: 258
MOTUL 5100 4t 10w 40
Плотность при 15 °С, кг/м3: 871
Вязкость кинематическая при 100 °С, мм2/с: 13,82
Индекс вязкости: 157
Температура вспышки в открытом тигле, °С: 226
Температура застывания, °С: -33
Цена руб./литр: 1349