Два последних года показали россиянам, как за считанные дни может подорожать сезонное техобслуживание. Цены на импортные ГСМ после санкций мгновенно взлетели, хотя удалось отделаться только лёгким испугом: ситуация вскоре стабилизировалась благодаря усилиям отечественных нефтяных компаний. Время показало, что российские моторные масла вполне способны закрыть образовавшуюся рыночную брешь, сохраняя при этом вполне приличное качество. Хотя проблемы, конечно, имеются.

Из чего состоит лучшее российское моторное масло
Основой для любого моторного масла являются базовые масла, получаемые в результате перегонки нефти, производимые нефтеперерабатывающими заводами. Завод может принадлежать нефтедобывающей компании, в таком случае проблем с поставкой сырья у него не возникает – в противном случае, сырая нефть поставляется со стороны.
В России немало авторитетных нефтедобывающих предприятий, которые сами производят масла: Газпромнефть, Лукойл, Татнефть, Роснефть — и это наводит на мысль, что проблем с базовыми маслами в стране быть не может. Но ситуация не так проста, как кажется.
Базовые масла
По классификации API базовые масла делятся на пять групп, основным различием которых является: процентное содержание серы и насыщенных соединений, а так же индекс вязкости (чем он больше, тем лучше, такие масла меньше зависят от изменения температур).
- Наименьшим индексом вязкости и наибольшим количеством примесей обладают масла I и II групп — их используют в производстве минерального смазочного материала. Этих базовых масел от российских производителей вполне хватает как для внутреннего рынка, так и для экспорта в другие страны.
- Но минеральные масла на основе этих базовых масел хороши только для строительной и грузовой техники да старых легковушек. Как импортные, так и российские моторные масла для бензиновых двигателей нового поколения, делают в основном на базе III группы: полусинтетика чаще комбинируется со II группой, а синтетическое масло нередко представляет собой смесь с более высокими группами (IV и V).

- Проблема же заключается в том, что для получения базовых масел выше III группы требуется совсем другое, более сложное и технологичное оборудование, которого на большинстве наших предприятий просто нет. И если Лукойл ещё производит по технологии гидрокрекинга базовые масла III группы, то ПАО (полиальфаолефины), относящиеся к IV группе (не говоря уже о сложных эфирах V группы), в РФ не производит никто.
- Того объёма масел III группы, что производит Лукойл, для всего российского рынка моторных масел не хватает. Ранее лидеры отрасли просто закупали высококачественную базу за рубежом, у таких компаний, как Total или Shell. Где они берут базовое масло сейчас неизвестно, об этом в официальных источниках ничего не говорится.
Возможно, кто-то и нарастил мощности, но скорее всего импорт по-прежнему имеет место, только уже не из западных стран, а из юго-восточных. Два известных крупных производителя располагаются в Китае и Южной Корее, но они тоже производят базовые масла III группы. Производитель ПАО-масел есть в Японии, но эта страна ничего больше в Россию не поставляет.
Примечание: Речи про самую высокую V группу базовых масел, из которой можно сделать чистую синтетику, не идёт вообще, так что уверения о её использовании в производстве – просто маркетинговый ход.
Присадки
Какое моторное масло – российское или импортное обойдётся без присадок? Никакое, потому что именно присадки и задают готовому продукту заданные свойства.

В отличие от базовых масел, нефтеперерабатывающие заводы присадки не производят, уж больно сложный это процесс, требующий научного подхода и лабораторных исследований. Поэтому все производители моторных масел, в том числе и российские, закупают присадки в виде пакетов подготовленных композиций извне – так удобнее и выгоднее, чем каждую позицию везти отдельно.
Но основной мировой объём присадок производят в США, и лишь небольшая часть – в других странах. Проблему поставок российские производители все же решили, тоже начав завозить присадки из Китая.
Примечание: В России тоже есть несколько заводов, занимающиеся разработкой присадок для горюче-смазочных материалов, некоторые открылись только недавно. Но разработка именно пакетов присадок – наука очень трудоёмкая и затратная, поэтому присадки предлагаются по отдельным видам, для определённых нужд.
Российским производителям теперь приходится туго – ведь нужно не только самостоятельно компоновать присадочные пакеты, но и обеспечить производство собственной испытательной базой, что очень затратно.
Однако в стране строится завод по производству присадок для ГСМ. Он будет ориентирован именно на пакетную поставку присадок моторных масел, которые можно использовать не только для обычных двигателей категорий А/В, но и для бензиновых и дизельных моторов с катализаторами (категория С), а так же тяжёлой дизельной техники (категория Е).
Так что, российские синтетические моторные масла тоже смогут по качеству выйти на международный уровень. Конечно, один завод не покроет потребности страны в количестве присадок, понадобится ещё с десяток подобных предприятий, чтобы необходимость закупки в Китае отпала. А пока получается так, что производители вроде бы и российские, но чисто российских компонентов в их маслах прискорбно мало.
Рейтинг российских моторных масел 5w30 синтетика
Чтобы понять, какие российские масла лучше, а какие уступают в качестве, сравним их продукцию по основным характеристикам на примере синтетики 5w30.
Лукойл
Масло ЛУКОЙЛ ЛЮКС предназначено для современных форсированных двигателей машин класса SL/CF по API.
Основные показатели:
- Кинематическая вязкость при 100 °С, мм2/с — 10,2.
- Динамическая вязкость CCS при -30 °C мПа — 4024.
- Индекс вязкости 173.
- Щелочное число мг КОН на 1 г масла — 10,2.
- Сульфатная зольность 1%.
- Температура застывания -40.
Цена за литр в мае 2024 года составляет порядка 780 руб.
Роснефть
Синтетическое масло Rosneft Magnum Ultratec 5W-30 тоже предназначено для легковой и коммерческой техники с бензиновыми и дизельными двигателями, в том числе с турбонаддувом.
Характеристики:
- Кинематическая вязкость при 100 °С, мм2/с – 12,1.
- Динамическая вязкость CCS при -30 °C мПа — 6500.
- Индекс вязкости 130.
- Щелочное число мг КОН на 1 г масла — 10,7.
- Сульфатная зольность 1,5%.
- Температура застывания -40.
Цена у этого масла чуть ниже, около 500 руб./1л, но и показатели на порядок хуже, чем у Лукойл Люкс.
SINTEC
Масла обнинского завода SINTEC часто оказываются лидерами различных рейтингов, в том числе журнала «За рулём». Посмотрим на основные показатели:
- Кинематическая вязкость при 100 °С, мм2/с – 12,47.
- Индекс вязкости 182.
- Щелочное число мг КОН на 1 г масла — 9.
- Сульфатная зольность 1,1%.
- Температура застывания -43.
Действительно, характеристики практически не уступают многим импортным маслам этого класса, и лучше, чем у Лукойл. А цена даже чуть меньше – 770 р.
Газпромнефть
Синтетика 5W-30 от Газпромнефть скрывается под названием G-Profi GTS. Производитель уверяет, что изготавливается оно на базовых маслах IV группы (ПАО) – значит, его характеристики должны выгодно отличаться от показателей масел других заводов. Смотрим, так ли это:
- Кинематическая вязкость при 100 °С, мм2/с – 12,1.
- Динамическая вязкость CCS при -30 °C мПа — 6500.
- Индекс вязкости 166.
- Щелочное число мг КОН на 1 г масла – 15,0.
- Сульфатная зольность 1,6%.
- Температура застывания -42.
Примечание: Судя по щелочному числу, которое здесь даже выше общепринятой нормы (диапазон 5 — 12 мг КОН/г), это масло лучше защищено от коррозии. Но индекс вязкости у него меньше, чем у SINTEC и Лукойл, а это значит, что масло сильнее зависит от перепадов температур.
Средняя цена масла составляет 510 руб./л.
Татнефть
Если судить по приставке «PAO» в маркировке, масло Татнефть Luxe PAO 5W-30 изготовлено из базовых масел IV и V групп – то есть, является практически стопроцентной синтетикой. Во всяком случае, производитель утверждает, что оно отвечает требованиям классификации Евро-5 по выбросам токсичных компонентов, быстро прокачивается, обеспечивая лёгкий запуск мотора в морозы, устойчиво к окислению и экономично расходуется.
Вот его характеристики:
- Кинематическая вязкость при 100 °С, мм2/с – 11,61.
- Динамическая вязкость CCS при -30 °C мПа — 5330.
- Индекс вязкости 160.
- Щелочное число мг КОН на 1 г масла – 9,9.
- Сульфатная зольность 1,33%.
- Температура застывания -48.
Показатели у этого масла с ценником 790 руб. за литр неплохие, но никак не тянут на лидирующую позицию, и уж точно оно не является стопроцентной синтетикой. Единственное, в чём масло Татнефть имеет преимущество перед другими представленными здесь вариантами – так это в самой низкой температуре застывания, что могут взять себе на заметку жители северных регионов страны.