- Всё зависит от базы
- Особенности синтетики и её свойства
- Характеристики синтетических масел 5W-30
- 5w 30 Лукойл люкс
- TOYOTA sn 5w 30
- ZIC 5w 30 X9 LS
- Hyundai 5w 30 XTeer G700
- Sintec 5w 30 Premium
- Shell 5w 30 Helix HX8
- Mobil 5w 30 ESP1
- Kixx 5w 30 HD
- Teboil 5w 30 DIAMOND carat III
- MOTUL eco-lite 5w 30
- Кинематическая вязкость, как важный показатель масел
Синтетическим называют автомобильное масло, полученное за счёт базовых масел, полностью изготовленных путём химического синтеза продуктов нефтепереработки. Они являются основным компонентом готового продукта, необходимые свойства которому придаются с помощью присадок. Разберёмся, что представляют собой синтетические моторные масла 5w 30, и какими свойствами они должны обладать.
Всё зависит от базы
По классификации API все базовые масла подразделяют на пять групп, две первые из которых являются стопроцентно минеральным маслом с разной, но не очень высокой степенью очистки от примесей. Третья группа – тоже минеральное масло, но степень очистки здесь такова, что позволяет получать характеристики, очень близкие к синтетическим маслам.
- Масло 3 группы очищают методом гидрогенизации, производимой в присутствии водорода под давлением 2 МПа и при температуре +380 градусов, что позволяет удалить до 99% примесей. Процесс преобразования тяжёлых нефтепродуктов в лёгкое и ценное базовое масло именуют гидрокрекингом, и если такая база присутствует в готовом автомобильном масле, на этикетке должна быть пометка «НС».
- Из-за высоких характеристик производители нередко причисляют его к синтетике, но это неверно, такое масло занимает собственную нишу между полусинтетикой и синтетикой. Чаще всего масла с вязкостью 5W30 и 5W40 производят именно по технологии гидрокрекинга, а чистая синтетика обычно имеет маркировку 0W.
- Хотя тут всё зависит от производителя: многие предлагают линейки премиальных продуктов, где и при вязкости 5W30 масло может оказаться стопроцентно синтетическим. Естественно, оно будет и более дорогим.
Если сравнить гидрокрекинговое масло с синтетическим, то первое быстрее стареет, активнее испаряется и сильнее окисляется, не позволяет столь эффективно экономить топливо. Понять, что перед вами гидрокрекинг, можно, изучая характеристики.
Например, температура вспышки у гидрокрекингового масла порядка +225 градусов Цельсия, тогда как у чистой синтетики она может достигать +235…+280 градусов.
Особенности синтетики и её свойства
Для изготовления синтетического масла, требуются базовые масла 4 и 5 категорий. К IV группе относятся масла, изготавливаемые на основе газов бутилена и этилена. Их называют полиальфаолефинами, и обозначают аббревиатурами ПАО или РАО.
Такие масла имеют более предсказуемые вязкостно-температурные характеристики и низкую испаряемость, поэтому намного лучше подходят и для сильных морозов, и для высоких температур. Это и есть полная синтетика, которая на этикетках автомасел обозначается «fully synthetic».
К V группе относятся, так называемые, эстеры — сложные эфиры, получаемые путём спиртовой нейтрализации карбоновых кислот. Сырьём для них служат не продукты нефтяной переработки, а растительные масла — чаще рапсовое или кокосовое. Базовые масла этой категории имеют ещё более стабильные свойства, и используются только в производстве премиальных автомасел.
Если набор характеристик базового масла принять за 100%, то по мере возрастания качества их можно расположить так:
- 100% у минералки;
- 200% у гидрокрекинга;
- 300% у ПАО-масел;
- 500% у эстеровых масел.
Синтетические масла обладают более высокой текучестью при низких температурах, лучше минеральных противостоят окислению при работе мотора с перегревом. Застывшее на морозе масло утрачивает свою текучесть, что вынуждает поршень и подшипники работать всухую, да и провернуть коленвал даже при новом аккумуляторе становится проблематично.
Стопроцентно синтетические масла 5W-40 и 5W-30 как раз и рекомендованы для автомашин, не оборудованных предпусковым подогревом двигателя, которые эксплуатируются в условиях северного климата. Они настолько облегчают запуск мотора при низких температурах, что при определённых температурах (не самых критичных, конечно) позволяют вовсе обходиться без подогрева.
Степень изменения вязкости масла при изменении температуры окружающей среды характеризуется индексом вязкости. Чем выше индекс, тем меньше у масла температурная зависимость, и тем большей сезонной универсальностью оно обладает.
Именно для того, чтобы повысить индекс вязкости, минеральные масла подвергают гидравлической очистке, а так же используют малорастворимые полимеры в качестве присадок. Синтетические же масла изначально имеют высокий индекс вязкости — и это их главное преимущество.
Характеристики синтетических масел 5W-30
Представим характеристики самых популярных масел, что позволит сравнить их и сделать выводы. Как уже отмечалось, чисто синтетические масла отличаются высоким индексом вязкости: у полиальфаолефинов он выше 150, у эстеров может достигать 180-200, тогда как у гидрокрегингового базового масла он в пределах 120-140. Уже по одному этому показателю можно судить о том, из чего изготовлено масло – даже если на этикетке написано иное.
5w 30 Лукойл люкс
Плотность – 850 кг/м3
Кинематическая вязкость при 100°С (мм2/с) – 10,2
Индекс вязкости: 173
Температура вспышки +222 С
Температура застывания -40 С
TOYOTA sn 5w 30
Кинематическая вязкость при +100 С: 10,59 мм2/с
Индекс вязкости: 159
Температура застывания: -40 °C
Щелочное число: 8.53 мг KOH/г
Сульфатная зольность: 0.97 %
ZIC 5w 30 X9 LS
Плотность при 15°C, г/см3 0,85
Кинематическая вязкость при 100°С, мм2/с — 11,8
Индекс вязкости — 171
Температура вспышки °С +224
Температура застывания °С -40
Примечание: У масла этого же производителя ZIC top 5w 30, индекс вязкости меньше (166), но температура вспышки выше (+234), а температура застывания ниже (-42), оно лучше подходит для северных регионов.
Hyundai 5w 30 XTeer G700
Кинематическая вязкость при 100°С (мм2/с) – 9,94
Индекс вязкости: 152
Температура вспышки +201 С
Температура застывания -42 С
Sintec 5w 30 Premium
Плотность при 15°С, г/см3 — 0,858
Индекс вязкости — 163
Кинематическая вязкость при 100°С, мм2/с — 11,88
Температура вспышки в открытом тигле, °С — 236
Температура застывания, °С — минус 44
Shell 5w 30 Helix HX8
Кинематическая вязкость при 100С — 11.8
Индекс вязкости — 168
Плотность 840 кг/м3
Температура застывания 0C – минус 48
Температура вспышки +238
Mobil 5w 30 ESP1
Плотность – 850 кг/м3
Кинематическая вязкость при 100°С (мм2/с) – 12,1
Индекс вязкости: 164
Температура вспышки +254 С
Температура застывания -45 С
Kixx 5w 30 HD
Плотность – 856 кг/м3
Кинематическая вязкость при 100°С (мм2/с) – 10,06
Индекс вязкости: 158
Температура вспышки +226 С
Температура застывания -39 С
Teboil 5w 30 DIAMOND carat III
Плотность – 846 кг/м3
Кинематическая вязкость при 100°С (мм2/с) – 11,7
Индекс вязкости: 160
Температура вспышки +232 С
Температура застывания -40 С
MOTUL eco-lite 5w 30
Плотность – 849 кг/м3
Кинематическая вязкость при 100°С (мм2/с) – 10,4
Индекс вязкости: 156
Температура вспышки +230 С
Температура застывания -33 С
Кинематическая вязкость, как важный показатель масел
Кинематической вязкостью принято называть способность жидкости сопротивляться деформации при течении, и она показывает, насколько легко и быстро она протечёт через заданную точку при определённой температуре. Основное внимание уделяем показателю при +100 градусов Цельсия, потому что именно при такой температуре работает двигатель, и масло должно обеспечить эффективную смазку его поверхностей.
Для смазок разных вязкостных категорий существует свой норматив: для всесезонных масел 5w30 показатель кинематической вязкости при 100 С должен укладываться в диапазон 9.3 — 12.5 мм²/с.
Если эта характеристика слишком низкая, масло при высоких температурах утрачивает свои смазочные свойства, что приводит к быстрому износу деталей мотора. При слишком высоком показателе кинематической вязкости, наоборот, масло уплотняется и практически не перекачивается, что затрудняет запуск двигателя в холодное время года.