Чтобы получить синтетическое моторное масло, необходимо задействовать больше технологических процессов — но, в конечном счёте, это окупается характеристиками готового продукта: повышенной производительностью, лёгким запуском двигателя в мороз, стабильностью физико-химических показателей на всём протяжении эксплуатации. Рассмотрим, что представляет собой этот продукт, и какие показатели должно иметь синтетическое моторное масло 5w 40.
Достоинства и особенности синтетики
В авиации и космонавтике не случайно используют только синтетические моторные масла, ведь они по всем показателям превосходят масла на минеральной базе, полученной из переработанной сырой нефти. Синтетика гораздо лучше защищает двигатели от перегрева и загрязнения, не окисляется, чем обеспечивает безопасную работу, и тем самым продлевает срок службы агрегата.
- По сравнению с минеральными маслами синтетические могут выдерживать увеличение температуры до 50%. Именно поэтому их применяют в двигателях с наддувом и турбонаддувом — а так же рекомендуют использовать для моторов с высокими оборотами и мощностью.
- При низких температурах синтетика также ведёт себя намного лучше: она не загустевает, как минералка, и тем самым положительно решает проблему холодного пуска двигателя. Такое масло свободно течёт в широком температурном диапазоне, так как имеет стабильную вязкость, поэтому может использоваться в самых разных климатических зонах. При вязкости SAE 5w 40 диапазон температур составляет -30…+35 градусов.
- Текучее масло за счёт отменной смазывающей способности улучшает характеристики самого двигателя. За счёт хорошей смазки не только минимизируется трение между деталями, что замедляет их износ — но и экономится топливо.
- Так как масло не окисляется, то и менять его нужно реже: не через 5000-8000 км пробега, а через 20000 км! Хотя, в современных условиях жизни в мегаполисах с их пробками и светофорами, «жизнь» двигателя скоро будет измеряться не километрами, а часами. В любом случае, экономический эффект синтетических смазок налицо, и он компенсирует их более высокую стоимость.
Примечание: Для машин, находящихся на гарантийном обслуживании, следует соблюдать тот интервал замены масел, который определён производителем. Нарушение графика маслозамены может привести к аннулированию гарантийных обязательств.
Синтетические моторные масла не предназначены для старых автомобилей, так как их моторы не обладают высокоскоростными характеристиками. К тому же синтетика начинает растворять скопившиеся ранее отложения, что провоцирует вытекание масла, в двигателе появляется шум.
Если в новых моторах синтетическая смазка способствует экономии топлива, то тут, наоборот, её расход заметно повышается. Это вряд ли порадует владельцев старых машин — особенно отечественного производства, с набивными сальниками, на которые синтетическое масло влияет негативно.
Характеристики, определяющие качество масел
Чтобы масло было синтетическим, в его основе должно быть базовое масло, полученное путём химического синтеза веществ. По типу основы все базовые масла делятся на пять групп. Три первых – это минералка с разной степенью очищения от примесей.
Примечание: Третья группа масел очищена почти на 100% с применением технологии гидрокрекинга, что придаёт ей улучшенные свойства, близкие к синтетике. Но минусы, свойственные нефтяным маслам, всё же имеются.
Базовое масло IV группы является неполярным полимером, полученным за счёт полимеризации органического соединения альфа-олефина, отсюда и название готового продукта «полиальфаолефин» или ПАО (английская аббревиатура выглядит, как РАО). Этот тип базовых масел является основой для производства большинства синтетических смазок, не только моторных, но и трансмиссионных, да и любых других.
К V группе относят сложные эфиры – эстеры. Это тоже стопроцентные химико-синтетические соединения, но не относящиеся группе ПАО. Их получают на основе биологически разлагаемых растительных масел, путём конденсации кислот и спиртов. Эстеровые масла обладают самым высоким индексом вязкости, который определяет вязкость конечного продукта, при этом не требуя загустителей.
У эстеров высокая температура вспышки, что минимизирует расход масла из-за горения, а показатели сдвига масляной плёнки при высоких температурах значительно превосходят показатели ПАО-масел. Учитывая самую высокую устойчивость к окислению, эстеровое масло становится поистине бесценным, но его применение в производстве масел является скорее теорией, чем практикой.
Однако даже небольшое содержание эстера в моторном масле наделяет его улучшенными свойствами, поэтому базовые масла V группы скорее используют как присадку, чем как базу. Количество добавки ограничивается небольшим процентом (1-10%) — да и то, обычно только в линейках премиального продукта.
Синтетическое моторное масло 5w 40 — характеристики
Прежде чем представлять параметры масел популярных брендов, разберёмся, какое именно свойство кроется под той или иной характеристикой, и каким оно должно быть в норме.
- Плотность. У автомобильных масел она варьируется в пределах 680 — 950 кг/м3, конкретно у синтетических всесезонных – не менее 850 кг/м3 (для 5w40 норма 867 кг/м3). Через пару лет масло на 5-7% уплотняется по отношению к первоначальному значению, что и влечёт необходимость замены.
- Кинематическая вязкость. Определяет меру сопротивления масла деформации при течении. Кинематическая вязкость показывает, насколько быстро масло протекает через заданную точку — хотя в зависимости от температуры, показатели вязкости меняются. Так как нагрев двигателя составляет порядка +100С, мы будем обращать внимание на вязкость именно при этой температуре. Для масел 5w40 нормой является показатель 12,5 – 16,3.
- Индекс вязкости. Показывает способность масла менять свою вязкость в зависимости от температуры окружающей среды – густеть на холоде или разжижаться в жару. Чем выше индекс, тем меньше эта зависимость и консистенция масла остаётся более стабильной в разных условиях. У готового продукта эта характеристика в первую очередь определяется ИВ базового масла. У парафиновых масел индекс составляет 100 ед. при температуре +100 градусов, у ПАО масел 130, у эстеров 150. Индекс вязкости готового продукта повышается уже за счёт специальных присадок – полимерных загустителей. Для синтетики нормой является 150-180 единиц, больше бывает крайне редко.
- Температура вспышки. Это самая низкая температура, при которой масло возгорается, характеризует степень безопасности горюче-смазочного материала. Чем ниже этот показатель, тем интенсивнее масло испаряется, и тем сильнее загрязняет поверхности двигателя золой и сажей. У хорошего масла температура вспышки не должна быть меньше +200 градусов – а чем она выше этого показателя, тем лучше.
- Температура застывания. Этот показатель получают при испытании масла не плюсовыми, а экстремально низкими температурами. Температурой застывания является та температура, при которой масло перестаёт течь и образует кристаллы. Этот показатель очень важен для зимних и всесезонных масел, и не имеет значения для летних. Самой низкой температурой застывания отличаются как раз синтетические масла (некоторые до минус 65 С), поэтому их и рекомендуют для регионов с холодным климатом. Так что северянам при выборе масла на температуру застывания нужно обращать особое внимание.
Теперь для сравнения представим конкретные характеристики популярных масел.
Lukoil genesis armortech 5w 40
Плотность при 15 °С, кг/м3: 847,9
Вязкость кинематическая при 100 °С, мм2/с: 14,9
Индекс вязкости: 177
Температура вспышки в открытом тигле, °С: 237
Температура застывания, °С: –41
Gazpromneft premium N 5w 40
Плотность при 15 °С, кг/м3: 855
Вязкость кинематическая при 100 °С, мм2/с: 14,5
Индекс вязкости: 171
Температура вспышки в открытом тигле, °С: 232
Температура застывания, °С: –39
Sintec 7000 platinum 5w 40
Плотность при 15 °С, кг/м3: 855
Вязкость кинематическая при 100 °С, мм2/с: 14,2
Индекс вязкости: 174
Температура вспышки в открытом тигле, °С: 236
Температура застывания, °С: –45
Zic X7 5w 40
Плотность при 15 °С, кг/м3: 850
Вязкость кинематическая при 100 °С, мм2/с: 14,1
Индекс вязкости: 173
Температура вспышки в открытом тигле, °С: 222
Температура застывания, °С: –42,5
Shell Helix HX8 5w 40
Плотность при 15 °С, кг/м3: 841
Вязкость кинематическая при 100 °С, мм2/с: 14,8
Индекс вязкости: 174
Температура вспышки в открытом тигле, °С: 232
Температура застывания, °С: –51
Teboil Gold S 5w 40
Плотность при 15 °С, кг/м3: 885
Вязкость кинематическая при 100 °С, мм2/с: 13.17
Индекс вязкости: 170
Температура вспышки в открытом тигле, °С: 210
Температура застывания, °С: –35