Вязкость является одним из важнейших параметров смазочной жидкости. В зависимости от температурных условий, ее показатели могут изменяться в отношении к основной жидкости. Если наблюдаются достаточно низкие температуры, смазочный продукт не должен обладать низкой плотностью.
Этот фактор влияет на быстрый запуск холодного двигателя и высокую прокачку жидкости по автомобильной системе. Что касается высоких температурных показателей, то здесь масло наоборот должно иметь низкую вязкость для поддержания оптимального давления в моторной системе и дополнительной защиты трущихся компонентов и механизмов. Вязкостное значение в плане увеличения напрямую зависит от изменения температурных условий масляной жидкости.
Разновидности
Таким образом, смазочные продукты разделяют на несколько видов:
Летние смазки
Обеспечивают быстрый запуск силового агрегата при температурных условиях, не менее 0°C и эффективно смазывают основные детали системы благодаря высокой степени плотности.
Зимние
Имеют меньший уровень плотности, они способствуют холодному запуску силового агрегата при низких температурных условиях, но не выполняют эффективное смазывание трущихся деталей механизма.
Всесезонные
При низких температурных условиях обладают соответствующей вязкостью, а в летний период времени для них характерны высокие показатели. Таким образом, нередко они являются наиболее оптимальным вариантом, поскольку водителю не нужно затрачивать лишние средства и регулярно менять летние масла на зимние.
Помимо степени вязкости масла обладают антикоррозийными, противоизносными, моющими и антиокислительными свойствами. Но вязкостные характеристики имеют первостепенную важность в классификации масел для силовых агрегатов. Любые виды присадок и эффективных добавок увеличивает стоимость смазки. Но при этом их рекомендуется использовать по назначению, согласно производительным характеристикам двигателя, а также его основным условиям использования.
При выборе смазочного продукта особое внимание следует обращать на рекомендации производителя авто к используемым моторным жидкостям и добавкам, а также необходимой степени вязкости, указанной в инструкции по использованию. В основном на списке указываются, не только спецификации продукта, но и отдельные марки смазочного вещества, приведенные в качестве примера. Владельцу авто придется лишь сделать правильный выбор в пользу эффективного масла с определенным уровнем вязкости.
Общепринятая спецификация SAE
Известно, что аббревиатура SAE в переводе с английского языка обозначает ассоциацию автомобильных конструкторов. Это общепринятый международный стандарт, по которому устанавливается вязкость смазочных продуктов.
Отметим тот факт, что подобная спецификация не демонстрирует качество смазочных веществ, а также их основное применение для тех или иных моделей автомобилей, и типов силовых агрегатов.
Ознакомимся с общими требованиями, предъявляемыми стандартами SAE к моторным жидкостям:
Кинематическая вязкость
Указывает на принадлежность смазочных веществ по классу плотности текучести. Этот показатель выявляется при небольших скоростных сдвигах и температуре 100°C. Измеряется в двух вариантах: согласно принятой системе измерения – в м²/с, по СГС – в градусах Энглера.
Динамическая вязкость масла
Этот показатель указан в маркировке. По примеру с автомаслом SAE 10w30, на значение динамической вязкости указывает первое число, а именно – 10. Собственно, ДВ можно вычислить, перемножив данные плотности автомасла и КВ. Как таковой, показатель ДВ противоположен показателю текучести смазки. Измеряется в паскаль-секундах (Па·с) и пуазах соответсвенно.
Пусковые характеристики
Эти свойства обуславливаются сопротивлением в момент запуска холодного мотора и при начальных оборотах. Показатель может быть определен в момент испытания при низких условиях от -10 до -35, согласно степени плотности. То есть в тех условиях, при которых начинают эффективно работать подшипники коленвала в момент холодного запуска.
Высокий уровень плотности при больших температурных показателях
Это свойство демонстрирует качественную и реальную степень плотности смазки при использовании автомобиля в летний период времени. Здесь также стоит отметить высокие свойства против износа смазочных веществ, уменьшению трения и экономичного использования мотора. Выявляется при большом уровне плотности 150°C и скоростных сдвигах 106 с1. В результате наблюдается имитация загруженности подшипников коленвала в момент эксплуатации при высоких производительных нагрузках.
Прокачка масла
Характеризуется общей скоростью попадания смазки к поверхности трущихся деталей в момент холодного запуска мотора и вероятности износа по причине разворота вкладышей. Выявляется при низких условиях -15/-40 по Цельсию с общей скоростью передвижения 10с1. В результате при оценивании этих требований выполняются основные условия попадания смазочного продукта к приемнику и насосу в момент холодного запуска мотора.
Исходя из представленной информации, спецификация SAE указывает на основные показатели смазочного продукта по степени и классу вязкости. На этот момент к общим стандартам относятся 11 классов вязкости. Для зимних смазочных продуктов использую специальное обозначение в виде буквы W – Winter, в переводе с английского «зима». Соответственно, чем выше степень вязкости, тем большое число используется для определения класса. Летняя вязкость смазочного продукта обозначается SAE от 20 до 60. Зимние показатели вязкости обозначаются с буквой W от 0 до 25.
В качестве альтернативного варианта разберем класс SAE 10w30 для моторного масла. Показатель 10w обозначает тот факт, что состав может быть использован в зимний период. Этот параметр играет важную роль в грамотной эксплуатации двигателя, поэтому к выбору смазки следует подходить внимательно, чтобы не вызвать негативные последствия.
Степень вязкости 30 указывает на температуру использования. То есть такие масла применяются в летний сезон и успешно сохраняют основные свойства в процессе работы мотора при высоких температурах.
Если указывается сразу несколько обозначений SAE 10w30, то это говорит о том, что смазка является всесезонной.