Останавливаясь на выборе плотности моторной жидкости, особое внимание следует уделять общим характеристикам завода-производителя транспортного средства. Если изготовителем не были указаны инструкции или же в них отсутствовали рекомендации по использованию автомасла, то можно сориентироваться самостоятельно. Главное – помнить, что если отдавать предпочтение зимним видам масел, то необходимо учесть среднюю температуру в местности, где в дальнейшем будет использоваться автомобиль.
На что влияет вязкость
При правильном выборе владелец автомобиля сможет позаботиться о состоянии двигательной системы, застраховать себя от лишних забот, связанных с быстрым запуском холодного движка, и продлить его срок эксплуатации. Применение неправильного класса вязкости может привести к заклиниванию системы и преждевременному износу механизмов.
Также надо понимать, что каждый старт ДВС, независимо от температурной окружающей среды, нуждается в определенном времени, когда он работает вхолостую. Это связано с прогревом ДВС и прокачкой масляной жидкости в насосной системе. После выполнения этой процедуры смазка поступает к поверхностям трущихся механизмов и начинает защищать систему.
Из этого следует вывод – чем больше плотность масла сохраняет первоначальные свойства текучести при условиях низких температурных условий, тем эффективнее оно будет прокачиваться насосной системой и обеспечивать сохранность механизмов и деталей. В этом соотношении наиболее оптимальными маслами являются 0w.
Если речь идет о летних вязкостях, то здесь стоит обратить внимание на то, что многие изготовители европейских автомобилей советуют заливать масла с классом плотности 40 по классификации SAE. Это обусловлено тем, что многие виды модернизированных двигателей обладают высокими тепловыми показателями при непосредственной эксплуатации, нестабильным уровнем давления и высокими скоростными передвижениями:
- В поршневых кольцах,
- Распределителях,
- Подшипниках.
Когда наблюдаются такие сложные условия, автомасло должно сохранять уровень плотности при больших нагрузках и создавать защитную пленку для трущихся деталей.
Подобные факторы особенно актуальны в тех случаях, когда наблюдается высокий износ силового агрегата, задиры и постоянные заклинивания в жаркую погоду, когда автомобиль долгое время находится в пробке и работает в холостую. Это характерно для систем, у которых отсутствует полный обдув и моментальное охлаждение мотора.
Как изменяется вязкость масла с изменением температуры
Внешняя температура воздействует на показатели, при которых автомасло обеспечивает быстрый запуск системы и прокачку в масляном насосе, полноценное смазывание трущихся элементов силового агрегата в момент различных нагрузок.
Если речь идет о более умеренных зонах климата, то даже здесь температурный диапазон вязкостных характеристик масла до момента полного его нагревания в поршневых кольцах и подшипниках коленвала составляет около 180-190 по Цельсию. Что касается составов на минеральных основах, то их температура колеблется от -30 до +150 градусов.
Летние смазки с высоким уровнем вязкости при больших температурных значениях быстро запускают двигатель, когда на улице не менее 0 градусов. Зимние, наоборот, обеспечивают запуск мотора при низких условиях, но не так надежно защищают механизмы системы от постоянного трения.
В результате смазки, применяемые в зависимости от сезона, подвергаются замене 2 раза в год. Это ударяет по карману владельца и усложняет работоспособность силового агрегата. Поэтому рекомендуется использовать внесезонные смазки с присадками на полимерной основе, высоким содержанием олефинов, полиизобутиленов и других активных компонентов.
Присадки с высокой степенью вязкости практически не изменяют показатели основного масла в этом плане, если они применяются в условии низких температур. Однако они способны увеличивать характеристики его плотности при больших температурах, благодаря возрастанию полимерных молекул в большом количестве.
Характеристики вязкости
Если проводить сравнение с автомаслами, применяемыми в летнее или зимнее время года, загущенные жидкости способны изменять вязкость под действием температур и скоростных сдвигов. В момент уменьшения скорости смещения деталей плотность начинает возрастать, а затем снова понижаться. Подобный эффект характерен для смазок в условиях заниженных температур. Однако такие свойства остаются идентичными и при высоких нагрузках. В результате чего наблюдаются два положительных момента:
- Уменьшение вязкости в момент воздействия на холодный движок и облегчение запуска.
- Снижение вязкостных значений состава в пустых зазорах между трущимися механизмами системы при нагретом моторе снижает энергетические потери трения и экономично расходует топливо.
Кинематическая вязкость определяет характеристики температурных данных масла. Она измеряется в капиллярных вискозиметрах, а плотность динамических показателей – в градиентах скоростных сдвигов.
Индекс вязкости смазочных веществ на минеральной основе без дополнения присадок в среднем равен 85-100. Это значение зависит от применения в составе углеводородов и очистной глубине фракций.
Базовые компоненты на синтетической основе имеют показатель вязкости 120-150. Таким образом, производители могут создавать высококачественные смазки для внесезонного применения с большим диапазоном температур.
Низкотемпературные свойства масляного вещества влияют на скорость застывания, с которой основная жидкость становится более текучей. В результате температура должна составлять на 5-7 градусов ниже показателей, при которых осуществляется прокачка автомасла.